Вокальные сочинения Глинки отличаются поистине моцартовским совершенством. Уже самые ранние среди них можно отнести к классике русского романса: «Не искушай» (1825), «Бедный певец» (1826), «Скажи, зачем» (1827), «Не пой, красавица, при мне» (первый «восточный» романс Глинки и первое обращение к поэзии Пушкина, 1828). Вокальное творчество композитора связано с самыми популярными жанрами начала XIX века – элегией, «русской песней», (типичными для творчества А.А. Алябьева, А.Н. Верстовского, А.П. Есаулова). Все эти жанры подняты Глинкой на новый художественный уровень. «Русские песни», где городская романсовая лирика смыкается с народными образами2, резко выделяются среди романсов молодого Глинки подчеркнутой простотой изложения. Это именно песни, весь образ заключен здесь в мелодии, партия фортепиано играет очень скромную роль гармонической опоры. Большинство из них написано на слова А.А. Дельвига, знатока и любителя народной поэзии («Ах ты, ночь ли, ноченька»).
Одноимёнными тональностями называют мажорную и минорную тональность, которые имеют одинаковые тоники. Например, До-мажор и До-минор являются одноимёнными. Натуральные одноимённые мажор и минор будут отличаться III, VI и VII ступенями. В минорном ладу эти ступени будут ниже на хроматический полутон. Гармонические одноимённые мажор и минор отличаются III ступенью. В миноре она будет ниже на хроматический полутон. VI ступень мажора будет понижена и в результате совпадёт с минорной. Мелодические одноимённые мажор и минор отличаются только III ступенью.