1. Куплетно-вариационная форма. Это повторение, аналогичное глинкинским вариациям. Сама остинатная мелодия может передаваться от одной группы голосов к другой, меняя тембровую окраску, а иногда и тональность. Эта форма широко распространена в русской и советской опере.
2. Куплетно-вариантная форма. Мелодия меняется на основе принципов вариантности. Варьироваться могут высотная или ритмическая сторона мелодии. В отличие от орнаментальной вариации мелодия не дробится. Вариант запускает структурные и масштабные изменения. Если вариация – производное от темы явление, то вариант и тема равноправны. В.В. Протопопов отмечает два типа этой формы:
а) тождественного порядка – с сохранением структуры;
б) типа прорастания – с масштабным ростом (сохраняется лишь начальное интонационное зерно). Такая форма наблюдается в песне Шуберта «Мельник и ручейник
Существуют разновидности куплетной формы.
1. Куплетно-вариационная форма. Это повторение, аналогичное глинкинским вариациям. Сама остинатная мелодия может передаваться от одной группы голосов к другой, меняя тембровую окраску, а иногда и тональность. Эта форма широко распространена в русской и советской опере.
2. Куплетно-вариантная форма. Мелодия меняется на основе принципов вариантности. Варьироваться могут высотная или ритмическая сторона мелодии. В отличие от орнаментальной вариации мелодия не дробится. Вариант запускает структурные и масштабные изменения. Если вариация – производное от темы явление, то вариант и тема равноправны. В.В. Протопопов отмечает два типа этой формы:
а) тождественного порядка – с сохранением структуры;
б) типа прорастания – с масштабным ростом (сохраняется лишь начальное интонационное зерно). Такая форма наблюдается в песне Шуберта «Мельник и ручейник