37. Когда и где существовала «Могучая кучка», кто входил в ее состав, кому принадлежит это название? В России в 19-м веке. Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910), Модест Петрович Мусоргский (1839—1881), Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887), Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908) и Цезарь Антонович Кюи (1835—1918). Идейным вдохновителем был Владимир Васильевич Стасов (1824—1906), он и назвал. 38. Какие произведения мы называем программными? Какие признаки указывают на то, что это программное произведение? Приведите несколько примеров (автор, жанр, название). Инструментальная музыка без текста, но со словесным указанием на содержание. Чайковский фп цикл "Времена года", симф увертюра "Ромео и Джульетта", Дебюсси симф картина "Море", Бетховен рондо-каприччио "Ярость по поводу утерянного гроша". 39. Кто из великих композиторов жил в XVIII веке, в каких странах? Бах (Германия), Гендель (Германия, Англия), Гайдн, Моцарт, Бетховен (Австрия). 40. Какие важные исторические события произошли за время жизни С.С.Прокофьева? Первая мировая война, Октябрьская революция в России, Вторая мировая война, умер в один день со Сталиным. 41. В какой исторической последовательности возникли эти жанры: симфония, концертная увертюра, опера, концерт. 42. Что вы знаете об Антоне и Николае Рубинштейнах, в чем значение их деятельности для русской музыки? Антон организовал первую в России консерваторию - в Санкт-Петербурге, через несколько лет Николай организовал Московскую консерваторию. Это потрясающе повлияло на всю музыкальную жизнь в стране и влияет до сих пор. 43. Назовите композиторов, в творчестве которых особое значение принадлежит полифонии. Укажите, в какой стране и в какое время они жили. И. С. Бах (1685-1750) Германия, Гендель (1685-1759) Германия, Англия. 44. Приведите примеры симфонических произведений, где используется хор (назовите автора, жанр, какой текст использован). Бетховен 9 симфония, хор "Обнимитесь миллионы". Шостакович, 13 симфония "Бабий яр" на стихи Евтушенко. 45. В чем сходство и в чем различие сонаты и симфонии? Соната пишется для сольного инструмента или ансамбля, а симфония - для оркестра. 46. В основе каких музыкальных форм лежит одна тема? Вариации, фуга, канон. 47. Назовите произведения, написанные на сюжеты Н.В.Гоголя (автор, название, жанр). Римский-Корсаков опера "Майская ночь", "Ночь перед Рождеством", Чайковский опера "Черевички", Мусоргский опера "Сорочинская ямарка", Шостакович опера "Нос", опера "Игроки". 48. Какие вы знаете неоконченные произведения? Почему они остались незавершенными? Завершил ли их кто-нибудь? Мусоргский опера "Сорочинская ярмарка", заканчивал Ц. Кюи. Шостакович опера "Игроки" (раздумал заканчивать), до концертного варианта довёл Г. Рождественский. 49. Назовите тембр голоса оперного персонажа Черномор? Какова его музыкальная характеристика? У Глинки Черномор не поёт. Его появление сопровождается особым ладом на целотонной гамме. 50. Назовите группы инструментов симфонического оркестра. Какие инструменты используются в оркестре, но не входят ни в одну из этих групп? Стандартно в оркестре используются деревянные духовые, медные духовые, ударные, струнные смычковые. Часто исп клавишные инструменты. Часто арфа (не входит в смычковые). 51. По каким признакам можно найти начало репризы в произведении? Повторяется материал экспозиции (в сонатной форме - главная или побочная (реже) партия). 52. Объясните термины: лейттема, каденция, речитатив, органный пункт? Лейттема - тема, сопровождающая, напр., персонаж при каждом его появлении. Каденция - виртуозная сольная вставка незадолго до окончания первой (обычно) части инструментального концерта с оркестром. Речитатив - вокальный эпизод, напр., в опере, в котором основное внимание уделяется смыслу текста, а не красоте вокала. Органный пункт - длинный или долго повторяющийся звук (чаще в басу), на фоне которого происходит много других событий в других пластах фактуры. 53 Что такое «симфоническая картина»? Кто сочинял такие произведения? Симфоническое произведение, в котором композитор рисует звуками как красками какой-то сюжет, пейзаж. Дебюсси, Глазунов, Рубинштейн, Бородин, Лядов. 54. Какое произведение крупной формы входит в вашу экзаменационную программу? Что вы знаете об авторе? Сколько частей в этом произведении, какие в них тональности?
Был восторженным романтиком. Разносторонне образован, ученик Фихте. Юриспруденция, математика, медицина, химия, геология, инженерия. Постоянное идейное искание, но никогда не забывал и об опыте с 12-летней девочкой, через три года должна была быть свадьба, но она умерла и навсегда осталась в его поэзии как идеал женщины. Новая кристаллизация его стихов в «Гимнах к ночи» (стихотворения в прозе). Ночь – истинная сущность дня, как и смерть – сущность жизни. Образ ночи – целиком на положительных эмоциях (покой, Эрос, избавление от суеты, сладкий сон). Этим утверждается потусторонняя жизнь. Наиб. последовательно отстаивал принцип субъективизма.
Заметное место в развитии немецкой лирики Новалис занял как автор глубоко вдохновенного поэтического цикла «Гимны к ночи» (1800). В нем он разрабатывает свою монистическую, проникнутую большим оптимизмом концепцию бытия и смерти. Философское осмысление проблемы жизни и смерти имеет здесь определенную религиозно-церковную окраску и прямо связывается в пятом гимне с мифом о Христе. Этот поэтический цикл пронизан томлением по ночи-смерти. Автор тяготится земным существованием, стремится к единению со своей возлюбленной за порогом земного бытия. Но антитезу дня и ночи, жизни и смерти, точнее, того, что будет за смертью, следует понимать в «Гимнах» [52] совсем не как отрицание бытия земного, а как стремление утвердить беспредельность существования человека, не ограниченного лишь земной его ипостасью.
Цикл стихотворений «Гимны к ночи» (1797) был создан после смерти Софи Кюн, возлюбленной Новалиса, и наполнен воспоминаниями о ней. Это лирические стихотворения в прозе, которые необычны по тематике и образной системе. Первый абзац одного из гимнов передает привычное восприятие времени суток: день полон «всеотрадным светом». Но не день, любимый всеми, славит поэт, а ночь, «священную, неизглаголанную», которая «с силой незримой за сердце хватает». Только она дарит возможность увидеть давно ушедших из мира - живых мать и возлюбленную.
Любимая явила поэту «ночь для жизни», именно ночью можно «прозреть глубины любящего духа». Не день, а ночь становится плодотворной, носительницей откровений, связующим звеном между жизнью и смертью. Сама смерть, сочетаясь с ночью, Приобретает иное, важное для жизни значение. Возникает мифологизация ночи, «царицы мира».
Объяснение:
Был восторженным романтиком. Разносторонне образован, ученик Фихте. Юриспруденция, математика, медицина, химия, геология, инженерия. Постоянное идейное искание, но никогда не забывал и об опыте с 12-летней девочкой, через три года должна была быть свадьба, но она умерла и навсегда осталась в его поэзии как идеал женщины. Новая кристаллизация его стихов в «Гимнах к ночи» (стихотворения в прозе). Ночь – истинная сущность дня, как и смерть – сущность жизни. Образ ночи – целиком на положительных эмоциях (покой, Эрос, избавление от суеты, сладкий сон). Этим утверждается потусторонняя жизнь. Наиб. последовательно отстаивал принцип субъективизма.
Заметное место в развитии немецкой лирики Новалис занял как автор глубоко вдохновенного поэтического цикла «Гимны к ночи» (1800). В нем он разрабатывает свою монистическую, проникнутую большим оптимизмом концепцию бытия и смерти. Философское осмысление проблемы жизни и смерти имеет здесь определенную религиозно-церковную окраску и прямо связывается в пятом гимне с мифом о Христе. Этот поэтический цикл пронизан томлением по ночи-смерти. Автор тяготится земным существованием, стремится к единению со своей возлюбленной за порогом земного бытия. Но антитезу дня и ночи, жизни и смерти, точнее, того, что будет за смертью, следует понимать в «Гимнах» [52] совсем не как отрицание бытия земного, а как стремление утвердить беспредельность существования человека, не ограниченного лишь земной его ипостасью.
Цикл стихотворений «Гимны к ночи» (1797) был создан после смерти Софи Кюн, возлюбленной Новалиса, и наполнен воспоминаниями о ней. Это лирические стихотворения в прозе, которые необычны по тематике и образной системе. Первый абзац одного из гимнов передает привычное восприятие времени суток: день полон «всеотрадным светом». Но не день, любимый всеми, славит поэт, а ночь, «священную, неизглаголанную», которая «с силой незримой за сердце хватает». Только она дарит возможность увидеть давно ушедших из мира - живых мать и возлюбленную.
Любимая явила поэту «ночь для жизни», именно ночью можно «прозреть глубины любящего духа». Не день, а ночь становится плодотворной, носительницей откровений, связующим звеном между жизнью и смертью. Сама смерть, сочетаясь с ночью, Приобретает иное, важное для жизни значение. Возникает мифологизация ночи, «царицы мира».