Ария Снегурочки создаёт пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная тема арии (лейтмотив Снегурочки) - изящная, подвижная мелодия с игривой россыпью колоратур лирического сопрано.
Продолжением музыкальной характеристики Снегурочки является ариетта "Слыхала я". В ней выражены её мечты, стремление к людям и их песням. Тргательная, непрерывно развивающаяся мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях и сопровождается "мерцающими" аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных духовых
Альфред Шнитке в "Гоголь-сюите" неприкрыто показывает, гиперболизирует и высмеивает многие пороки, присущие людям. Особое место в произведении отведено притворству и лицемерию. Например, в частях "Чиновники" и "Бал" люди притворяются теми, кем они не являются, чтобы выгодно выглядеть в глазах окружающих. Они выглядят благородными и высокопоставленными, но под этими масками скрываются люди, не желающие принять себя, обманывающие как себя, так и окружающих. А в "Детстве Чичикова" перед нами предстает человек, который склонен к игнорированию развития себя как личности и придает значение лишь собственному положению в обществе. Кстати, проблема деградации в "Гоголь-сюите" тоже показана весьма ярко. Так, в части "Портрет" перед нами возникает образ художника, который в погоне за деньгами выполнял легкие и примитивные работы, тем самым зарывая свой талант в землю.
Сюиту нельзя оставить без внимания. Каждая ее часть заставляет нас задуматься о той или иной проблеме жизни современного человека, возвращает людей с небес на землю, показывая ничтожность лицемеров и глупцов. Сюита высмеивает людей и одновременно заставляет их жалеть: несмотря на внешнее счастье и удовлетворенность, все персонажи глубоко несчастны внутри.
Продолжением музыкальной характеристики Снегурочки является ариетта "Слыхала я". В ней выражены её мечты, стремление к людям и их песням. Тргательная, непрерывно развивающаяся мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях и сопровождается "мерцающими" аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных духовых
Альфред Шнитке в "Гоголь-сюите" неприкрыто показывает, гиперболизирует и высмеивает многие пороки, присущие людям. Особое место в произведении отведено притворству и лицемерию. Например, в частях "Чиновники" и "Бал" люди притворяются теми, кем они не являются, чтобы выгодно выглядеть в глазах окружающих. Они выглядят благородными и высокопоставленными, но под этими масками скрываются люди, не желающие принять себя, обманывающие как себя, так и окружающих. А в "Детстве Чичикова" перед нами предстает человек, который склонен к игнорированию развития себя как личности и придает значение лишь собственному положению в обществе. Кстати, проблема деградации в "Гоголь-сюите" тоже показана весьма ярко. Так, в части "Портрет" перед нами возникает образ художника, который в погоне за деньгами выполнял легкие и примитивные работы, тем самым зарывая свой талант в землю.
Сюиту нельзя оставить без внимания. Каждая ее часть заставляет нас задуматься о той или иной проблеме жизни современного человека, возвращает людей с небес на землю, показывая ничтожность лицемеров и глупцов. Сюита высмеивает людей и одновременно заставляет их жалеть: несмотря на внешнее счастье и удовлетворенность, все персонажи глубоко несчастны внутри.