Нет необходимости представлять имя и творчество Георгия Васильевича Свиридова, поскольку он - один из самых любимых и почитаемых композиторов ХХ века. Мало того, он - явление для нас, значимость которого ещё предстоит осознать. Хочу поделиться с коллегами мыслями, возникшими в процессе изучения книги «Георгий Свиридов. Музыка как судьба», которая составлена из записей в личных дневниках композитора и дополнений к ним от близких родственников. В моих заметках нет претензий на особую глубину. Их главная задача состоит в подборке высказываний Свиридова, которые, на мой взгляд, прекрасно выявляют личностные качества музыканта. Надеюсь, заметки передают моё преклонение перед удивительным человеком, при жизни не в общении, очень закрытым, а теперь открывшим себя для нас на страницах дневников. В записях Свиридова, предназначенных для личного пользования, видны настойчивые попытки разобраться в том, что представляет собой русский человек. Здесь вы встретите суждения, близкие мыслям Достоевского, Белинского Пушкина, Гоголя, Пирогова ... К примеру: «Русская душа всегда хотела верить в лучшее в человеке ... Отсюда - восторг Блока, Есенина, Белого от революции ... Тысячи раз ошибаясь, заблуждаясь, разочаровываясь - она не устаёт, не перестаёт верить до сего дня, несмотря ни на что! Отними у неё эту веру - Русского человека нет. Будет другой человек и не какой-то «особенный», а «средне-европеец», но уже совсем раб, совершенно ничтожный ... Тысячелетие складывалась эта душа, и сразу истребить её оказалось трудным. Но дело истребления идёт мощными шагами теперь» (сохранены орфография и стилистика автора).
Ум.53 строится: -на VII ступени в натуральном мажоре (разрешается в б.3) и гармоническом миноре (разрешается в м.3) -на II ступени в гармоническом мажоре (разрешается в м.3) и натуральном миноре (разрешается в б.3)
В моих заметках нет претензий на особую глубину. Их главная задача состоит в подборке высказываний Свиридова, которые, на мой взгляд, прекрасно выявляют личностные качества музыканта.
Надеюсь, заметки передают моё преклонение перед удивительным человеком, при жизни не в общении, очень закрытым, а теперь открывшим себя для нас на страницах дневников.
В записях Свиридова, предназначенных для личного пользования, видны настойчивые попытки разобраться в том, что представляет собой русский человек. Здесь вы встретите суждения, близкие мыслям Достоевского, Белинского Пушкина, Гоголя, Пирогова ... К примеру:
«Русская душа всегда хотела верить в лучшее в человеке ... Отсюда - восторг Блока, Есенина, Белого от революции ... Тысячи раз ошибаясь, заблуждаясь, разочаровываясь - она не устаёт, не перестаёт верить до сего дня, несмотря ни на что! Отними у неё эту веру - Русского человека нет. Будет другой человек и не какой-то «особенный», а «средне-европеец», но уже совсем раб, совершенно ничтожный ... Тысячелетие складывалась эта душа, и сразу истребить её оказалось трудным. Но дело истребления идёт мощными шагами теперь» (сохранены орфография и стилистика автора).
-на VII ступени в натуральном мажоре (разрешается в б.3) и гармоническом миноре (разрешается в м.3)
-на II ступени в гармоническом мажоре (разрешается в м.3) и натуральном миноре (разрешается в б.3)
1. C-dur.
ум.53(нат.): си-ре-фа⇒до-до-ми
ум.53(гарм.): ре-фа-ля♭⇒ми-ми-соль
a-moll.
ум.53(нат.): си-ре-фа⇒до-до-ми
ум.53(гарм): соль#-си-ре⇒ля-ля-до
2. G-dur.
ум.53(нат.): фа#-ля-до⇒соль-соль-си
ум.53(гарм.): ля-до-ми♭⇒си-си-ре
e-moll.
ум.53(нат.): фа#-ля-до⇒соль-соль-си
ум.53(гарм.): ре#-фа#-ля⇒ми-ми-соль
3. D-dur.
ум.53(нат.): до#-ми-соль⇒ре-ре-фа#
ум.53(гарм.): ми-соль-си♭⇒фа#-фа#-ля
h-moll.
ум.53(нат.): до#-ми-соль⇒ре-ре-фа#
ум.53(гарм.): ля#-до#-ми⇒си-си-ре
4. A-dur.
ум.53(нат.): соль#-си-ре⇒ля-ля-до#
ум.53(гарм.): си-ре-фа♮⇒до#-до#-ми
fis-moll.
ум.53(нат.): соль#-си-ре⇒ля-ля-до#
ум.53(гарм.): ми#-соль#-си⇒фа#-фа#-ля
5. E-dur.
ум.53(нат.): ре#-фа#-ля⇒ми-ми-соль#
ум.53(гарм.): фа#-ля-до♮⇒соль#-соль#-си
cis-moll.
ум.53(нат.): ре#-фа#-ля⇒ми-ми-соль#
ум.53(гарм.): си#-ре#-фа#⇒до#-до#-ми