Написав симфоническую картину "Садко", у Н. Римского-Корсакова была мысль создать на ее сюжет оперу. Окончательно решение он принял, получив письмо от Н. Финдейзена, просившего его как можно быстрее приняться за оперу и даже предложил свой вариант либретто. Однако либреттистом этой оперы, помимо самого Н. Римского-Корсакова, стал его друг и поэт В. Бельский. Так, трудами этих людей, опера была написана в 1896 году, а через год поставлена в Московской частной русской опере имени Саввы Ивановича Мамонтова.
Гайдн любим теми, кто знает его музыку. Но немузыкальному большинству он неизвестен. Трудно ожидать такого же внимания, как к Моцарту, для человека, который был известен как "Папа Гайдн", кто умер в 77 лет после спокойной жизни в своём имении, чьи инструментальные работы некоторые несправедливо считают тяжеловесными и манерными по сравнению с произведениями Моцарта, и кто остается в значительной степени неизвестным немузыкальному миру. И это совершенно не заслужено. Попытки сравнивать и устанавливать, кто из композиторов лучше, просто глупы и недостойны внимания.
200-летнюю годовщину смерти Гайдна широко отмечают во всем мире. Австрия была лишь частью грандиозного классического представления, состоящего из 21 действия, которое охватило весь мир. Папа римский Бенедикт XVI, любитель Моцарта, отслужил воскресную мессу в базилике Святого Петра, во время которой исполнялась гайдновская "Harmoniemesse". Важность события подчёркивалась тем, что исполнителем был не обычный Ватиканский хор, а великолепно-ошеломляющий Кёльнский Камерный оркестр и хор из Кёльна. Сам опытный пианист, Бенедикт XVI в своей проповеди охарактеризовал Йозефа Гайдна как "великого музыканта", а его "Harmoniemesse" назвал "возвышенной симфонией к Божественной славе".
Но Гайдн более, чем великолепный. У него и его музыки также была тёплая, юмористическая сторона. Его "патрон", принц Николай Эстерхази, имел привычку подрёмывать на концертах, и Гайдн поместил неожиданно громкий аккорд в свою "Неожиданную симфонию", чтобы вернуть принца из его мечтаний. Или "Прощальная симфония" - Гайдн сделал её заканчивающейся последовательно уменьшающимися инструментальными частями, и на премьере музыканты уходили со сцены один за другим, пока только Гайдн не остался стоять в одиночестве. Сделано это было ради того, чтобы принц Эстерхази обратил внимание, что музыканты нуждаются в отпуске. Любитель вина, Гайдн настоял, чтобы часть его ежегодной зарплаты была выплачена этим напитком. Он поклонялся женщинам, за исключением своей жены, которая имела обыкновение использовать бумагу для партитуры как бигуди для волос. Гайдн был наставником Моцарта, и Моцарт свободно использовал элементы музыки старшего композитора в своих работах. И несмотря на свою относительную безвестность в наше время, в своё время он был великим.
Написав симфоническую картину "Садко", у Н. Римского-Корсакова была мысль создать на ее сюжет оперу. Окончательно решение он принял, получив письмо от Н. Финдейзена, просившего его как можно быстрее приняться за оперу и даже предложил свой вариант либретто. Однако либреттистом этой оперы, помимо самого Н. Римского-Корсакова, стал его друг и поэт В. Бельский. Так, трудами этих людей, опера была написана в 1896 году, а через год поставлена в Московской частной русской опере имени Саввы Ивановича Мамонтова.
200-летнюю годовщину смерти Гайдна широко отмечают во всем мире. Австрия была лишь частью грандиозного классического представления, состоящего из 21 действия, которое охватило весь мир. Папа римский Бенедикт XVI, любитель Моцарта, отслужил воскресную мессу в базилике Святого Петра, во время которой исполнялась гайдновская "Harmoniemesse". Важность события подчёркивалась тем, что исполнителем был не обычный Ватиканский хор, а великолепно-ошеломляющий Кёльнский Камерный оркестр и хор из Кёльна. Сам опытный пианист, Бенедикт XVI в своей проповеди охарактеризовал Йозефа Гайдна как "великого музыканта", а его "Harmoniemesse" назвал "возвышенной симфонией к Божественной славе".
Но Гайдн более, чем великолепный. У него и его музыки также была тёплая, юмористическая сторона. Его "патрон", принц Николай Эстерхази, имел привычку подрёмывать на концертах, и Гайдн поместил неожиданно громкий аккорд в свою "Неожиданную симфонию", чтобы вернуть принца из его мечтаний. Или "Прощальная симфония" - Гайдн сделал её заканчивающейся последовательно уменьшающимися инструментальными частями, и на премьере музыканты уходили со сцены один за другим, пока только Гайдн не остался стоять в одиночестве. Сделано это было ради того, чтобы принц Эстерхази обратил внимание, что музыканты нуждаются в отпуске.
Любитель вина, Гайдн настоял, чтобы часть его ежегодной зарплаты была выплачена этим напитком. Он поклонялся женщинам, за исключением своей жены, которая имела обыкновение использовать бумагу для партитуры как бигуди для волос. Гайдн был наставником Моцарта, и Моцарт свободно использовал элементы музыки старшего композитора в своих работах.
И несмотря на свою относительную безвестность в наше время, в своё время он был великим.