Казахская музыкальная литература.
Тест - Даулеткерей Шигаев
1. В отличие от напряженной, динамичной музыки кюев Курмангазы, музыка Даулеткерея имеет другое направление:
А) лирико-психологическое
Б) бунтарское, революционное
В) созерцательно-лирическое
2. Назовите годы жизни Даулеткерея:
А)1843 – 1916 Б) 1818 – 1889 В) 1820 – 1887
3. Верно ли, что Даулеткерей был потомком знатного рода и воспитывал его потомственный султан Мендигирей Букейханов, дав ему хорошее образование:
А) Да Б) Нет
4. Какое известное событие произошло в жизни Даулеткерея в 1859 году:
А) он стал правителем рода Ногай
Б) в составе казахской делегации едет в Петербург на коронацию Александра II
В) участвует в концертах с известными домбристами, певцами
5. Какой кюй написан под впечатлением от встречи Даулеткерея и Курмангазы:
А) «Булбул» Б) «Кыз Акжелен» В) «Кос алка»
6. В какой период творчества Даулеткерея были сочинены более сложные произведения «Топан», «Тартыс кюй», «Жигер», «Короглы» и другие:
А) в первый период жизни В) в зрелые годы
В) в последний период жизни
7. Какой кюй Даулеткерея композитор Газиза Жубанова включила в свою симфонию с одноименным названием:
А) «Шолтак» Б) «Жигер» В) «Булбул»
8. По мнению академика А.Жубанова, музыкальное содержание этого кюя передает мирное покачивание женских украшений во время ходьбы:
А) «Кос алка» Б) «Кудаша» В) «Кыз Акжелен»
9. Назовите жанр, в котором написан кюй Даулеткерея «Салык ольген»:
А) эпический кюй Б) лирический кюй
В) инструментальный жоктау
10. Кто написал эти слова о кюе Даулеткерея «Булбул»: «Великолепный образчик большого народного искусства! Пьеса необычайной поэзии и картинности!»:
А) академик А.Жубанов Б) исследователь А.Затаевич
В) музыковед П.Аравин
Объяснение:
Вечер. Негритянский рабочий поселок Кэтфиш-Роу. Во время игры в кости вспыхивает ссора. Краун убивает Роббинса и скрывается на острове Киттиуэй. Все негры отворачиваются от Бесс, возлюбленной Крауна. Только нищий калека Порги девушку, предлагает ей свое жилище. Проходит время. Порги и Бесс полюбили друг друга. Жители Кэтфиш-Роу отправляются на пикник на остров Киттиуэй. С ними Бесс, теперь уже жена Порги. На острове Краун встречает Бесс, и она уступает его домогательствам.
Через некоторое время в Кетфиш-Роу приходит Краун. Он хочет увезти Бесс. Но она решила остаться с Порги. Защищая жену, Порги убивает Крауна. На следующий день полицейские уводят Порги для опознания трупа. Торговец наркотиками Спортинг-Лайф убеждает Бесс в том, что ее муж будет осужден и не вернется. Обещая ей «сладкую жизнь» , он увозит одурманенную наркотиками Бесс в Нью-Йорк. Появляется Порги и узнает о случившемся. «Где находится этот Нью-Йорк? » — кричит он. Женщины уговаривают его остаться, но калека непреклонен: он найдет свою Бесс. В тележке, запряженной козой, Порги отправляется за тысячи миль от Кэтфиш-Роу
Симфония № 40 Соль минор, K.550 ― одно из наиболее популярных произведений композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Произведение завершено 31 июля 1788 года, три недели спустя после симфонии № 39. В 1791, незадолго до своей смерти, композитор создал её вторую редакцию, добавив в музыку кларнет.
Строение
В состав оркестра симфонии (в последней редакции) входит флейта, два гобоя, два кларнета, два фагота, две валторны, первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.
Симфония представляет собой классический сонатно-симфонический цикл. В ней четыре части:
Allegro-аллегро
Andante-анданте
Menuetto ― Trio
Allegro assai
Первая, вторая и четвёртая части написаны в сонатной форме, третья ― в сложной трёхчастной форме с трио.
Первая часть, в размере 4/4, начинается гармоническими фигурациями у альтов, поддержанными виолончелями и контрабасами, вслед за которыми у скрипок проводится главная партия:
Mozart 40.png
Музыка первой части отмечена влиянием фольклора. В частности, тема, очень близкая главной партии, звучит в танце чочек, популярном у жителей Сербии. «В самом этом факте, вообще говоря, нет ничего удивительного, — пишет Ю. А. Кремлёв, — поскольку славянский фольклор играл в музыкальном фонде венских интонаций серьезную роль»[1].
Медленная вторая часть в тональности ми-бемоль мажор и в размере 6/8.
Третья часть (менуэт), в тональности соль минор, имеет размер 3/4. Крайние разделы, в подвижном темпе со сложным ритмическим письмом, контрастируют со средним разделом (трио), написанным в одноимённой тональности соль мажор, где в более спокойном темпе происходит перекличка групп струнных и духовых (без кларнетов).
Финал симфонии написан в тональности соль минор, размер 4/4.
Объяснение: