Романтизм (франц. Romantisme,от romant- роман) — идейно-художественное и эстетическое направление в европейском искусстве на рубеже 18-19 в.в. Возникновение Романтизма было обусловлено глубоким разочарованием в итогах Великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе.
Ведущим принципом романтизма, его мировоззрением становится резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность, пронизанная духом мещанства, низка и бездуховна, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум.
Именно музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души, в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала 20 века.
Музыка романтизма имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном – в стремлении запечатлеть внутренний мир человека, передать порывы его души и боль сердца. Интерес композиторов к разнообразным эмоциональным состояниям, тонким нюансам чувств и переживаний обновлению музыкального языка. Более красочными стали тембры и гармонии. Изменилась мелодия: в ней часто слышны интонации поэтической речи и уже нет той строгой завершенности, что присуща темам венских классиков.
Композиторы-романтики возвысили программную музыку (это род инструментальной музыки, имеющей пояснение, раскрывающее ее содержание). В эпоху романтизма на язык «чистого симфонизма» были «переведены» многие шедевры мировой литературы – сочинения Данте, Гёте, Шекспира, Байрона.
В музыке романтизм стал ярко проявляться с середины 1810-х годов, еще в поздний
период жизни и творчества последнего великого композитора-классика Людвига ван Бетховена. С этим
периодом совпал расцвет творчества первого великого композитора-романтика Франца Шуберта.
Это совпадение свидетельствует о тесной преемственной связи между классическим и романтическим
музыкальным искусством. Вместе с тем между великим бетховенским и шубертовским наследием
существуют важные различия, основное - особый акцент в романтической музыке на воплощении
мечтательных лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений.
Основными представителями романтизма в музыке являются:
в Австро-Венгрии: Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер; в Германии: Иоганнес Брамс, Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; Рихард Штраус; в Италии: Никколо Паганини, Винченцо Беллини, Джоакино Россини, ранний Джузеппе Верди; во Франции: Жорж Бизе, Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк; в Польше: Фредерик Шопен; в Норвегии: Эдвард Григ; в Финляндии: Ян Сибелиус;
· В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка (опера «Руслан и Людмила», и романсы композитора на стихи русских поэтов "Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия"), Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, Петр Ильич Чайковский.
Романтизм (франц. Romantisme,от romant- роман) — идейно-художественное и эстетическое направление в европейском искусстве на рубеже 18-19 в.в. Возникновение Романтизма было обусловлено глубоким разочарованием в итогах Великой французской революции 1789—1794 гг., в идеологии Просвещения и буржуазном прогрессе.
Ведущим принципом романтизма, его мировоззрением становится резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность, пронизанная духом мещанства, низка и бездуховна, и достойна только отрицания. Мечта — это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.
Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум.
Именно музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души, в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.
Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала 20 века.
Музыка романтизма имела множество ответвлений и национальных школ, но оставалась единой в главном – в стремлении запечатлеть внутренний мир человека, передать порывы его души и боль сердца. Интерес композиторов к разнообразным эмоциональным состояниям, тонким нюансам чувств и переживаний обновлению музыкального языка. Более красочными стали тембры и гармонии. Изменилась мелодия: в ней часто слышны интонации поэтической речи и уже нет той строгой завершенности, что присуща темам венских классиков.
Композиторы-романтики возвысили программную музыку (это род инструментальной музыки, имеющей пояснение, раскрывающее ее содержание). В эпоху романтизма на язык «чистого симфонизма» были «переведены» многие шедевры мировой литературы – сочинения Данте, Гёте, Шекспира, Байрона.
В музыке романтизм стал ярко проявляться с середины 1810-х годов, еще в поздний
период жизни и творчества последнего великого композитора-классика Людвига ван Бетховена. С этим
периодом совпал расцвет творчества первого великого композитора-романтика Франца Шуберта.
Это совпадение свидетельствует о тесной преемственной связи между классическим и романтическим
музыкальным искусством. Вместе с тем между великим бетховенским и шубертовским наследием
существуют важные различия, основное - особый акцент в романтической музыке на воплощении
мечтательных лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений.
Основными представителями романтизма в музыке являются:
в Австро-Венгрии: Франц Шуберт и Ференц Лист, а также поздние романтики — Антон Брукнер и Густав Малер; в Германии: Иоганнес Брамс, Эрнест Теодор Гофман, Карл Мария Вебер, Рихард Вагнер, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Людвиг Шпор; Рихард Штраус; в Италии: Никколо Паганини, Винченцо Беллини, Джоакино Россини, ранний Джузеппе Верди; во Франции: Жорж Бизе, Д. Ф. Обер, Гектор Берлиоз, Дж. Мейербер и представитель позднего романтизма Сезар Франк; в Польше: Фредерик Шопен; в Норвегии: Эдвард Григ; в Финляндии: Ян Сибелиус;· В России в русле романтизма работали Александр Алябьев, Михаил Глинка (опера «Руслан и Людмила», и романсы композитора на стихи русских поэтов "Ночной смотр", "Сомнение", "Я помню чудное мгновенье", "Вальс-фантазия"), Александр Даргомыжский, Милий Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, Мусоргский, Бородин, Цезарь Кюи, Петр Ильич Чайковский.