II. Симфоническое творчество. Бородин считал себя симфонистом по натуре. Он обладал очень ценным для автора симфонической музыки Симфонические произведения составляют вместе с оперой «Князь Игорь» основную и важнейшую часть композиторского наследия Бородина. Он основоположник новой традиции в этой области и – наряду с Чайковским – один из создателей русской классической симфонии. Основные отличительные черты творчества Бородина – это обращение к большим патриотическим темам, воскрешение героических страниц народной истории, утверждение высоких идеалов любви к Родине, стойкости, благородства, нравственного величия, чистоты и цельности чувств. Это и народность музыкального стиля, его глубинная связь с лучшими национальными традициями, его новаторство, подсказанное новизной содержания. К эпосу и истории своей страны обращались наряду с Бородиным едва ли не все русские композиторы 19 века. Но не смотря на это, есть и некоторые различия в содержании музыкальных произведений и в образах «кучкистов»: главной, основной, коренной чертой русского народа выступает у Бородина богатырство, то есть духовная и физическая мощь и великанский размах, тогда как у Мусоргского – это неизбывная сила скорбного терпения и страстного протеста, а у Римского-Корсакова – поэтическая красота души и богатство художественной фантазии народа. Поэтому Бородин вошел в русскую музыку певцом народного эпоса – «новым Баяном». В истории Бородин, в отличие от Мусоргского интересовался не «смутными временами», а такими событиями, в которых народ как целое противостоял внешнему врагу, проявляя богатырскую мощь и патриотизм, свободолюбие и стойкость, широту характера и спокойное величие духа. У многих русских писателей и мыслителей встречается образ русского народа как спящего или пробуждающегося богатыря. Этот образ уходит своими корнями и в далекие мифы древних славян. (Вспомним сказочных русских богатырей Добрыню, Святогора). Образы витязей Бородина всегда добрые, справедливые, бьются «за волю вольную». Их физическая сила всегда одухотворена этической красотой и возвышенностью. Его музыкальные образы обладают огромным обобщающим смыслом, он воскрешает такое очень давнее которое сохранилось неизменным на протяжении многих столетий. Так родились темы Анданте симфонии №1, главная и побочная темы симфонии №2 и «Песнь Баяна», главная тема симфонии №3, «Песня темного леса», народные хоры «Князя Игоря», плач Ярославны и многое другое. В них Бородин обобщил не только характеры, но и ситуации, типичные для многовековой истории русского народа. Поэтому и в наше время идея, да и сама музыка Второй симфонии остается современной. Круг идей и образов в симфоническом творчестве Бородина примерно тот же, что и в опере «Князь Игорь»: воспевание патриотизма и мужества русского народа, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также картины Востока и образы природы, основной характер музыки – мужественный, эпически величавый. Есть ещё одно отличие симфонического творчества Бородина от симфонического творчества классиков и романтиков: конфликт двух начал (двух образов, двух сфер) редко встречается у Бородина. Классицизм показывал подчинение личного общему в результате их борьбы. Романтики считали их конфликт неразрешимым. Бородин же дает мирное слияние одного и другого. Идея симфонического произведения раскрывается Бородиным в развёртывании и смене ясно очерченных, контрастных музыкальных картин большого масштаба, связанных единством замысла и интонационной общностью. Таким образом, Бородин переносит в симфоническое творчество принципы эпической музыкальной драматургии, воплощённые в операх Глинки и в «Князе Игоре». Как и другие «кучкисты», Бородин в симфоническом творчестве тяготеет к программности. Но его отличительной особенностью является то, что программные замыслы он воплощает в самом обобщённом виде, не показывая в музыке последовательного хода событий, который складывались бы в определённый сюжет. В области музыкального языка Бородин отличается смелыми исканиями. Музыкальный язык симфонических произведений Бородина, как и его оперы, отличается своеобразием, свежестью, гармонической красочностью (альтерированные аккорды, красочные последовательности и созвучия, возникшие путём наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов) при прочной связи с народно-песенными истоками: в мелодике широко использованы обороты народно-песенных ладов (лады народной музыки) – дорийский, фригийский, миксолидийский, эолийский; в гармонии – плагальные (субдоминантовые) обороты, соединения побочных ступеней, аккорды из кварт и секунд (возникшие из квартово-секундовых попевок), характерные для народной музыки.
Бородин считал себя симфонистом по натуре. Он обладал очень ценным для автора симфонической музыки
Симфонические произведения составляют вместе с оперой «Князь Игорь» основную и важнейшую часть композиторского наследия Бородина. Он основоположник новой традиции в этой области и – наряду с Чайковским – один из создателей русской классической симфонии.
Основные отличительные черты творчества Бородина – это обращение к большим патриотическим темам, воскрешение героических страниц народной истории, утверждение высоких идеалов любви к Родине, стойкости, благородства, нравственного величия, чистоты и цельности чувств. Это и народность музыкального стиля, его глубинная связь с лучшими национальными традициями, его новаторство, подсказанное новизной содержания. К эпосу и истории своей страны обращались наряду с Бородиным едва ли не все русские композиторы 19 века. Но не смотря на это, есть и некоторые различия в содержании музыкальных произведений и в образах «кучкистов»: главной, основной, коренной чертой русского народа выступает у Бородина богатырство, то есть духовная и физическая мощь и великанский размах, тогда как у Мусоргского – это неизбывная сила скорбного терпения и страстного протеста, а у Римского-Корсакова – поэтическая красота души и богатство художественной фантазии народа. Поэтому Бородин вошел в русскую музыку певцом народного эпоса – «новым Баяном». В истории Бородин, в отличие от Мусоргского интересовался не «смутными временами», а такими событиями, в которых народ как целое противостоял внешнему врагу, проявляя богатырскую мощь и патриотизм, свободолюбие и стойкость, широту характера и спокойное величие духа. У многих русских писателей и мыслителей встречается образ русского народа как спящего или пробуждающегося богатыря. Этот образ уходит своими корнями и в далекие мифы древних славян. (Вспомним сказочных русских богатырей Добрыню, Святогора). Образы витязей Бородина всегда добрые, справедливые, бьются «за волю вольную». Их физическая сила всегда одухотворена этической красотой и возвышенностью. Его музыкальные образы обладают огромным обобщающим смыслом, он воскрешает такое очень давнее которое сохранилось неизменным на протяжении многих столетий. Так родились темы Анданте симфонии №1, главная и побочная темы симфонии №2 и «Песнь Баяна», главная тема симфонии №3, «Песня темного леса», народные хоры «Князя Игоря», плач Ярославны и многое другое. В них Бородин обобщил не только характеры, но и ситуации, типичные для многовековой истории русского народа. Поэтому и в наше время идея, да и сама музыка Второй симфонии остается современной.
Круг идей и образов в симфоническом творчестве Бородина примерно тот же, что и в опере «Князь Игорь»: воспевание патриотизма и мужества русского народа, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также картины Востока и образы природы, основной характер музыки – мужественный, эпически величавый.
Есть ещё одно отличие симфонического творчества Бородина от симфонического творчества классиков и романтиков: конфликт двух начал (двух образов, двух сфер) редко встречается у Бородина. Классицизм показывал подчинение личного общему в результате их борьбы. Романтики считали их конфликт неразрешимым. Бородин же дает мирное слияние одного и другого. Идея симфонического произведения раскрывается Бородиным в развёртывании и смене ясно очерченных, контрастных музыкальных картин большого масштаба, связанных единством замысла и интонационной общностью. Таким образом, Бородин переносит в симфоническое творчество принципы эпической музыкальной драматургии, воплощённые в операх Глинки и в «Князе Игоре».
Как и другие «кучкисты», Бородин в симфоническом творчестве тяготеет к программности. Но его отличительной особенностью является то, что программные замыслы он воплощает в самом обобщённом виде, не показывая в музыке последовательного хода событий, который складывались бы в определённый сюжет.
В области музыкального языка Бородин отличается смелыми исканиями. Музыкальный язык симфонических произведений Бородина, как и его оперы, отличается своеобразием, свежестью, гармонической красочностью (альтерированные аккорды, красочные последовательности и созвучия, возникшие путём наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов) при прочной связи с народно-песенными истоками: в мелодике широко использованы обороты народно-песенных ладов (лады народной музыки) – дорийский, фригийский, миксолидийский, эолийский; в гармонии – плагальные (субдоминантовые) обороты, соединения побочных ступеней, аккорды из кварт и секунд (возникшие из квартово-секундовых попевок), характерные для народной музыки.