Либретто балета П.Чайковского "Щелкуник" написано по мотивам сказки "Щелкунчик и мышиный король" Э.Гофмана. Действия сказки происходят в рождественский вечер. Для многих детей рождество является тем особенным днем, когда веришь в волшебство и в то, что все на свете возможно. И атмосфера праздника, и образы оживших игрушек ярко переданы Чайковским в музыке к его балету. В основном это благодаря инструментам: челеста, колокольчики, арфы своим звонким, хрустальным звучанием как нельзя лучше ассоциируются со сказкой, а детский хор передает ощущение фееричного праздника. Нельзя не обратить внимание и на средства музыкальной выразительности. Благодаря им переданы образы и суетящихся мышек, и легкость и изящество феи Драже, и живость трепака. Живые и яркие образы сменяются плавными и нежными, что придает музыке балета праздничную суетливость.
И атмосфера праздника, и образы оживших игрушек ярко переданы Чайковским в музыке к его балету. В основном это благодаря инструментам: челеста, колокольчики, арфы своим звонким, хрустальным звучанием как нельзя лучше ассоциируются со сказкой, а детский хор передает ощущение фееричного праздника.
Нельзя не обратить внимание и на средства музыкальной выразительности. Благодаря им переданы образы и суетящихся мышек, и легкость и изящество феи Драже, и живость трепака. Живые и яркие образы сменяются плавными и нежными, что придает музыке балета праздничную суетливость.
Зима приходит ненароком,
По всем статьям беря свое.
Она должна уж быть по срокам,
А вот, поди ж ты, – нет ее!
И вдруг, однажды, спозаранку,
Взглянул в оконное стекло
И видишь "скатерть-самобранку" –
Везде, вокруг, белым-бело...
Весна приходит постепенно:
В полях неслышно тает снег,
Побег из ледяного плена
Готовят тайно воды рек.
Уж по ночам не те морозы,
И вот уже летит скворец
В свой домик на стволе березы...
Пришла Весна. Зиме конец!
А за Весной приходит Лето,
За Летом Осень в свой черед,
И вновь Зима. И снова где-то
Весна торопится в поход.
(С. Михалков)