Контрольная работа. Сольфеджио 5 класс
І. Відповісти на питання (так/ні):
1. Тоніка — це перша ступінь ладу.
2. Інтервал квінта охоплює 4 ступені.
3. До-Мі — велика терція.
4. Сі-до — велика секунда.
5. Тритон складається з 3х звуків.
6. У гамі 7 ступеней.
7. D7 складається з 7 звуків.
8. Інтервал “секста” буває чистим.
9. Транспозиція — це переміщення мелодії в іншу тональність
10. Формула натурального мінору: тон-напівтон-тон-тон-напівтон-тон тон.
11. Головні ступені ладу — II, IV, VII.
12. Сьома ступінь ладу — домінанта.
13. Порядок дієзів: фа-до-ля-ре-соль-мі-сі.
14. У мелодичному мінорі підвищені VI, VII ступені у низхідному русі.
15. Бекар може підвищувати та знижувати висоту звуку.
16. Д 7 має 3 обернення.
17. М6 складається з двох терцій.
18. Д7 складається чотирьох терцій.
19. У гармонічному мажорі підвищується 6 ступінь.
20. Д7 має 2 обернення.
ІІ. У Ля мажорі побудувати головні тризвуки з оберненнями та д7 з розв’язанням.
ІІІ. Створити мелодію у A-dur у розмірі 4/4 (8 тактів). У мелодії потрібно використати Т53.
Для повторення: музична грамота параграфи 8, 9, 11, 15, 16, 18, 25, 26, 29, 37, ст 60 (ключові знаки)
Про терции Вам ответили.
Если первая пара тритонов:
Ум.5 ми-бекар - си-бемоль с разрешением в фа - ля-бемоль.
Ув.4 си-бемоль - ми-бекар с разрешением в ля-бемоль - фа.
... то вторая пара тритонов:
Ум.5 соль - ре-бемоль с разрешением в ля-бемоль - до.
Ув.4 ре-бемоль - соль с разрешением в до - ля-бемоль.
Тритон - интервал, содержащий ровно три тона. Поэтому ми-бекар - ля-бемоль и ля-бемоль - ми-бекар к ним не относятся. Это так называемые "характерные" уменьшенная кварта и увеличенная квинта, но не тритоны.
Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова.
Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. Если диплом композитора, по собственным словам Прокофьева, был «плохого качества» (отношения с педагогами у него не сложились), то окончание консерватории в 1914 г. как пианиста оказалось блестящим — ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.
Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой Первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки и один для виолончели. В 1917 г. Прокофьев написал Первую симфонию, назвав её «Классической». Вплоть до 1952 г., когда была создана последняя, Седьмая симфония, композитор постоянно обращался к этому жанру. Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет. Оперу «Маддалена» Прокофьев сочинил в 1911 г., а балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» — в 1915 г. Настоящей удачей явилась опера «Игрок» (1916 г.) по повести Ф. М. Достоевского.
С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку. В 1919 г. появилась его знаменитая опера «Любовь к трём апельсинам» по К. Гоцци, в 1925 г. — балет «Стальной скок», в 1928 г. — балет «Блудный сын». Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому и «Обручение в монастыре» (1940 г.) на сюжет «Дуэньи» Р. Шеридана.
Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии.
Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.
Умер 5 марта 1953 г.