Музыки в учитель музыки старкова а.н.тема урока. в музыкальном театре. «мой народ - американцы». опера дж. гершвина «порги и бесс»тип урока. сообщение и усвоение новых знанийцель. знакомство с жизнью и творчеством дж. гершвина. дж. гершвин -создатель американской национальной классики xx в., первооткрыватель симфоджаза. «порги и бесс» -первая американская национальная .знать: - жизнь и творчество дж. гершвина; - драматургию развития оперы; - музыкальных жизненных событий.уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыкихоровое пение«острый ритм»- интонационная работавид контроля: устный контроль.слушание музыки.интонационно-образный и сравнительный анализ.межпредметные связи: архитектурные символы америки.закрепление и обобщение полученных на уроке знанийд/з: индивидуальные сообщения
ход урока.
1.вход.
в джазовом стиле «хлопай в такт, друг» .
2. актуализация.
глинка –это…( композитор)
опера «иван сусанин»- опера. руслан и людмила»-сказачно-эпическая.
в какой звучит полонез, мазурка?
кто сочинил оперу «князь игорь»? (а.бородин)
кто сочинил «ярославна»? (б.тищенко)
какое произведение легло в основу оперы «князь игорь», «ярославна»? (слово о полку игореве).
в начале xix века м. глинка – основоположник музыку народа.
ф.
э..
а в начале xx века-в америке формируется новый стиль на основе слияния музыки африканского и европейского народов. джаз основу которого составили протяжная песня блюз, духовная песня спиричуэл, ритмическая фигура синкопа.
рассказ о дж. гершвине.
определение симфоджаз.
слушание фрагментов: мюзикл «американец в париже», «рапсодия в блюзовых тонах», опера «порги и бесс».
итог урока. в творчестве дж.гершвина нашли отражение интонации афро-американского народа в джазовом стиле.
опера «порги и бесс». особенности драматургии.
опера "порги и бесс" - первая американская национальная опера (
композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан сша - негров. он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. по замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. в пьесе дюбоса и дороти хейуард "порги" (порги - имя главного героя), по которой написана опера, гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.
главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. это порги - бедный калека и спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. они борются за душу простой женщины - бесс, в которую влюблены. в финале оперы она все-таки уезжает со спортинг лайфом в поисках "шикарной" жизни. однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.
опера "порги и бесс" стала национальным достоянием америки и вошла в сокровишницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
приложение1
лекции по музыкальной musike.ru: западноевропейская музыка 20 века
содержание оперы гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической – творчеством гарриет бичер-стоу, марка-твена, уильяма фолкнера, о. генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. в основе сюжета «порги и бесс» – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши юга сша. здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.
Все виды искусства волнуют сердца людей, в них самые лучшие чувства. и каждый вид искусства делает это своим языком. живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, – словом. музыка - один из древнейших видов искусства. мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. и часто художники нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир. всякое время года интересно. великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми солнечное лето, очаровательна пестрая осень, прекрасен сон природы картины художников о весне весна в картинах художников таит в себе нежность пробуждения природы от зимнего сна в ярких красках солнца, отражающегося в блеске тающего мартовского снега, в сочных красках тянущихся к солнцу травы, листьев и цветениях весенних пейзажей. поэзия всегда сочитала в себе ранимость и тонкость с безграничной любовью поэтов к родной природе. стихи о природе в творчестве поэтов тонко крестьянский быт и натуру человека. природа в стихах известных поэтов не превозносится выше всего на свете, напротив, в строках восхищения не мало грусти, скромной красоты и неподдельного патриотизма. изящно и тонко отражая природу в стихах поэт лишний раз, если не говорит прямо, то ласково намекает - как хороша природа россии во все времена года. лето лето в картинах художников пропитано гармонией тепла и благоухания зелени, то слегка утомленной знойной жарой, то пропитанной освежающей влагой после теплого летнего дождя в красках великолепия природы пейзажей. осень осень в картинах художников самая яркая и трогательная пора, где красно-желтые, золотистые и теплые краски прекрасной поры бабьего лета, а где дождливый и трогательный пейзаж по-настоящему природы во всей ее красе осеннего великолепия. зима зима в картинах художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом, удивительные по красоте и раскрывающие истинную зимнюю природу пейзажи зимы. вывод проводя исследование, у нас воспитывалось чувство прекрасного, патриотизм, а также творческие способности. мы поняли что природа творит с поэтами, художниками, композиторами чудеса, и вдохновляет их на прекрасные строки, на яркие и блеклые полотна, на чувственную музыку, что пронзает тебя на сквозь
ход урока.
1.вход.
в джазовом стиле «хлопай в такт, друг» .
2. актуализация.
глинка –это…( композитор)
опера «иван сусанин»- опера. руслан и людмила»-сказачно-эпическая.
в какой звучит полонез, мазурка?
кто сочинил оперу «князь игорь»? (а.бородин)
кто сочинил «ярославна»? (б.тищенко)
какое произведение легло в основу оперы «князь игорь», «ярославна»? (слово о полку игореве).
в начале xix века м. глинка – основоположник музыку народа.
ф.
э..
а в начале xx века-в америке формируется новый стиль на основе слияния музыки африканского и европейского народов. джаз основу которого составили протяжная песня блюз, духовная песня спиричуэл, ритмическая фигура синкопа.
рассказ о дж. гершвине.
определение симфоджаз.
слушание фрагментов: мюзикл «американец в париже», «рапсодия в блюзовых тонах», опера «порги и бесс».
итог урока. в творчестве дж.гершвина нашли отражение интонации афро-американского народа в джазовом стиле.
опера «порги и бесс». особенности драматургии.
опера "порги и бесс" - первая американская национальная опера (
композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан сша - негров. он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество. по замыслу композитора, все роли в этой опере должны играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты. в пьесе дюбоса и дороти хейуард "порги" (порги - имя главного героя), по которой написана опера, гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.
главным принципом сценической драматургии оперы является контраст. два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнфликта. это порги - бедный калека и спортинг лайф - торговец наркотиками, аморальная личность. они борются за душу простой женщины - бесс, в которую влюблены. в финале оперы она все-таки уезжает со спортинг лайфом в поисках "шикарной" жизни. однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.
опера "порги и бесс" стала национальным достоянием америки и вошла в сокровишницу мировой музыкальной культуры. особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.
приложение1
лекции по музыкальной musike.ru: западноевропейская музыка 20 века
содержание оперы гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической – творчеством гарриет бичер-стоу, марка-твена, уильяма фолкнера, о. генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. в основе сюжета «порги и бесс» – картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши юга сша. здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.