Одна из основных проблем в искусстве пения связана с воспроизведением голосом точной музыкальной интонации в соответствующем ритме и темпе. большое значение в передаче музыкального текста имеет и певческое слово. искусство пения призвано соединить эти два начала и тем самым удовлетворить требованиям авторов музыки и слов, композитора и поэта. жизнь слова, полнота его выражения не ограничивается пределами разговорной или поэтической речи. новое звучание, новую художественную форму оно приобретает в музыке. в единении музыки и слова заключены неисчерпаемые возможности, поэтому с давних времен певческое искусство считалось не только средством выражения чувств, но также и мысли.
Н. а. римский-корсаков — известный композитор, родился в 1844 году в тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. среди первых руководителей николая андреевича на композиторском поприще наиболее видное место принадлежит милию алексеевичу . трехлетнее дальнее плавание дало ему возможность довольно усидчиво заняться композицией. по возвращении из этого путешествия, римский-корсаков представил свою первую симфонию; исполненная в зале думы в одном из концертов бесплатной музыкальной школы, она имела большой успех. римский-корсаков переработал и переоркестровал оперу «борис годунов» мусоргского и некоторые другие сочинения, оставшиеся после этого композитора; принимал деятельное участие в окончании оперы «князь игорь» бородина и в оркестровке «каменного гостя» даргомыжского. ему же принадлежит «практический учебник гармонии» (1886). новые его произведения оперы «сказка о царе салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне салтановиче и о прекрасной царевне-лебеди», по пушкину (1900); «сервилия», по мею (1902); «кощей бессмертный» (1902) — осенняя сказочка; «пан воевода» в 4 действиях; «сказание о невидимом граде китеже и деве февронии».