рок-опера "-христос-суперзвезда" создана в 1971 году авторами эндрю ллойдом уэббером и либретистом тимом райсом. опера не сходила со сцены в течение 8 лет, было показано более 3000 представлений. и вот уже 33 года опера не сходит с театральных подмостков разных стран мира.
в опере раскрыты последние 7 дней жизни христа . из священного писания мы знаем, что иисус христос – это божество. в опере авторы делают акцент на его человечность. авторы в опере стремились показать иисуса христа глазами иуды (предателя) , показать его как человека, а не как бога. поэтому опера заканчивается смертью, а не воскресением иисуса христа.
главными героями рок-оперы являются: иисус христос, предназначенный для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой; иуда – предатель, но который предает ради спасения самого христа и его дела; понтий пилат – который наказывает против своей воли; царь ирод, в котором воплощены все возможные пороки.
лирическая линия оперы раскрывается в романтическом отношении марии магдалены и христа. в рок-опере иисус христос представлен в нескольких конфликтных ситуациях – это: столкновении христа с представителями власти (понтием пилатом и иродом) ; христа и народа: толпа преклоняется перед ним, видит в нем мессию, требует чуда. его боль, его страдания не находят отклика у народа и вчерашние поклонники “ суперзвезды ” дружно скандируют: “распни! ”.
центральным конфликтом в опере является отношение христа и иуды. здесь сталкиваются две сильные личности, два разных взгляда на мир, а не праведник и предатель, как это писано в евангелие. иуда пытается спустить христа на землю, считая, что тот слишком увлекся мифом о божественности (“ты сам начинаешь значить больше чем то, чему ты учишь”).кроме внешнего, в рок-опере есть внутренний конфликт центральных персонажей: иуда – раздираем изнутри любовью и предательством; в пилате борются человеческая симпатия к иисусу и долг служителя власти; иисус христос претендует на божественность, но оказывается всего лишь измученным одиноким человеком. в рок-опере кроме увертюры есть эпилог, который основан на монологе иисуса христа . это своеобразный реквием – оплакивание умершего и в то же время провозглашение торжества жизни. и увертюра и эпилог завершаются темой страдания – темой креста. крест в христианском учении символизирует не только страдание, но и избавление.
композитор уэббер применил в рок-опере интересное качество для характеристики царя ирода – он использовал чарльстон, который создает эффект иронии. опера “ иисус христос – суперзвезда ” стала своеобразной моделью, стимулом к развитию жанра, как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре. эта опера действительно является оперой, написанной в лучших традициях музыкально-психологической драмы.
«мы рассматриваем иисуса не как бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте — говорил тим райс в интервью time.наша — рассказать иисуса-человека. думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» .
позже автор либретто говорил, что считает текст в религиозном отношении совершенно нейтральным. «наше отношение < к религии> нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. в жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. лично я не считаю иисуса богом. в опере его божественность не опровергается категорически, но полагаю, оставляет этот вопрос открытым» .
аналогичные взгляды высказывал в своих интервью эндрю ллойд уэббер. это вызвало негативную реакцию многих религиозных деятелей. «такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило господа, пишет преп. э. л. бинум (tabernacle baptist church). они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу бога. христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».
Опера в четырех действиях жоржа бизе на либретто анри мильяка и лудовико галеви, основанное на новелле проспера мериме. действующие лица: кармен, цыганка (сопрано, меццо-сопрано или контральто) дон хозе, капрал (тенор) эскамильо, тореадор (баритон) микаэла, крестьянка (сопрано) эль данкайро, контрабандист (баритон) эль ремендадо, контрабандист (тенор) цунига, капитан хозе (бас) моралес, офицер (бас или баритон) фраскита, цыганка (сопрано) мерседес, цыганка (сопрано) время действия: около 1820 года. место действия: севилья и ее окрестности. первое исполнение: париж, опера комик, 3 марта 1875 года. «кармен», я уверен, самая популярная из всех опер. существует мнение, что причиной смерти бизе послужила душевная травма, которую он получил от провала оперы напремьере (композитор умер через три месяца после нее). но ведь факт, что эта опера была принята гораздо лучше, чем любое из предыдущих произведений бизе (уже в год постановки в опера комик «кармен» была дана тридцать семь раз и с тех пор исполнялась на этой сцене более трех тысяч раз). на самом деле бизе умер — в возрасте всего тридцати семи лет — от болезни; вероятно, это была эмболия (закупорка кровеносного сосуда). в наше время эта опера входит в репертуар всех оперных трупп и исполняется на всех языках, в том числе и по-японски. ее популярность не ограничивается только лишь оперной сценой. она пополнила репертуар ресторанной музыки, существует в фортепианных транскрипциях, а также в кинематографических версиях (последняя и наиболее успешная кармен джонс" основана на опереточной версии, которая была хитом на бродвее). нетрудно понять, в чем причина такой популярности. в опере много великолепных мелодий! она необычайно драматична. она так блестяща и ясна! к тому же все эти ее характерные особенности выявлены уже в увертюре. она начинается ярко и чисто — словно солнечный день в испании. далее звучит знаменитая мелодия куплетов тореадора, и наконец она неожиданно становится драматичнои — в тот момент, когда в оркестре слышится тема судьбы, та самая тема, которая характеризует кармен и ее неистовую любовь. действие i увертюра завершается драматичным диссонирующим аккордом. поднимается занавес. перед нами площадь в севилье (без малого 180 лет тому назад). знойный полдень. у казармы группа солдат, свободных от дежурства, они разглядывают прохожих и цинично их. прямо напротив казармы сигарная фабрика. появляется микаэла. она не местная и ищет здесь своего друга капрала дона хозе и, когда узнает, что его здесь нет, смущенная предложениями его сослуживцев остаться с ними, уходит. происходит смена караула, во время которой группа уличных мальчишек изображает из себя солдат. среди сменившихся дон хозе и его командир капитан цунига, который в кратком разговоре с доном хозе интересуется работающими на сигарной фабрике девушками. очевидно, они привлекательны, поскольку группа юношей (сегодня мы назвали бы их провинциальными ковбоями) собралась у ворот фабрики и ожидает, когда они выйдут на обеденный перерыв. звон колокола на фабрике извещает о начале перерыва, и из ворот высыпают гурьбой разбитные веселые работницы, они курят сигары — довольно смелое занятие для девушки в двадцатые годы xix века! но собравшиеся юноши ждут в первую очередь самую привлекательную из них — кармен. оркестр возвещает о появлении кармен коротким вариантом темы ее судьбы; вот, наконец, она сама. она флиртует с юношами и поет. звучит знаменитая хабанера («l’amour est un oiseau rebelle» — «у любви, как у пташки, крылья»). это откровенное о том, что любовь кармен — дело опасное. дон хозе (он мне всегда казался каким-то формалистом и педантом) не обращает на кармен никакого внимания, и она в конце своей песни пренебрежительно бросает в него цветок. девушки возвращаются на работу, и смеются над его смущением. приходит микаэла, она все еще разыскивает дона хозе. у нее письмо к нему от его матери и гостинец — хороший повод для нежного дуэта («parle moi ma mere» — «что сказала родня? »). не успевают они закончить свой дуэт, как на фабрике слышится ужасный шум, и работницы выбегают на улицу. капитан цунига, пытаясь навести порядок, выясняет, что причина паники кармен: она набросилась на одну из девушек и полоснула ее ножом. он приказывает дону хозе арестовать виновницу, ее к нему на разбирательство в казарму и сторожить ее, пока он не решит, что с ней делать, оставшись одна с доном хозе, кармен окончательно завоевывает сердце молодого солдата пьянящей сегидильей («pres de la porte de seville» — «близ бастиона в севилье»). в ней она обещает петь и танцевать для него — и любить его! — в одном кабачке близ севильи (не слишком хорошей репутации), который держит ее приятель лильяс пастья. возвращается цунига, он отдает приказ дону хозе отвести кармен в тюрьму. на пути туда ей удается оттолкнуть дона хозе и убежать. в результате молодой капрал арестован.
рок-опера "-христос-суперзвезда" создана в 1971 году авторами эндрю ллойдом уэббером и либретистом тимом райсом. опера не сходила со сцены в течение 8 лет, было показано более 3000 представлений. и вот уже 33 года опера не сходит с театральных подмостков разных стран мира.
в опере раскрыты последние 7 дней жизни христа . из священного писания мы знаем, что иисус христос – это божество. в опере авторы делают акцент на его человечность. авторы в опере стремились показать иисуса христа глазами иуды (предателя) , показать его как человека, а не как бога. поэтому опера заканчивается смертью, а не воскресением иисуса христа.
главными героями рок-оперы являются: иисус христос, предназначенный для избавления людей от зла, но в итоге сам оказывается жертвой; иуда – предатель, но который предает ради спасения самого христа и его дела; понтий пилат – который наказывает против своей воли; царь ирод, в котором воплощены все возможные пороки.
лирическая линия оперы раскрывается в романтическом отношении марии магдалены и христа. в рок-опере иисус христос представлен в нескольких конфликтных ситуациях – это: столкновении христа с представителями власти (понтием пилатом и иродом) ; христа и народа: толпа преклоняется перед ним, видит в нем мессию, требует чуда. его боль, его страдания не находят отклика у народа и вчерашние поклонники “ суперзвезды ” дружно скандируют: “распни! ”.
центральным конфликтом в опере является отношение христа и иуды. здесь сталкиваются две сильные личности, два разных взгляда на мир, а не праведник и предатель, как это писано в евангелие. иуда пытается спустить христа на землю, считая, что тот слишком увлекся мифом о божественности (“ты сам начинаешь значить больше чем то, чему ты учишь”).кроме внешнего, в рок-опере есть внутренний конфликт центральных персонажей: иуда – раздираем изнутри любовью и предательством; в пилате борются человеческая симпатия к иисусу и долг служителя власти; иисус христос претендует на божественность, но оказывается всего лишь измученным одиноким человеком. в рок-опере кроме увертюры есть эпилог, который основан на монологе иисуса христа . это своеобразный реквием – оплакивание умершего и в то же время провозглашение торжества жизни. и увертюра и эпилог завершаются темой страдания – темой креста. крест в христианском учении символизирует не только страдание, но и избавление.
композитор уэббер применил в рок-опере интересное качество для характеристики царя ирода – он использовал чарльстон, который создает эффект иронии. опера “ иисус христос – суперзвезда ” стала своеобразной моделью, стимулом к развитию жанра, как в зарубежной, так и в отечественной музыкальной культуре. эта опера действительно является оперой, написанной в лучших традициях музыкально-психологической драмы.
«мы рассматриваем иисуса не как бога, но как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте — говорил тим райс в интервью time.наша — рассказать иисуса-человека. думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает» .
позже автор либретто говорил, что считает текст в религиозном отношении совершенно нейтральным. «наше отношение < к религии> нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. в жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. лично я не считаю иисуса богом. в опере его божественность не опровергается категорически, но полагаю, оставляет этот вопрос открытым» .
аналогичные взгляды высказывал в своих интервью эндрю ллойд уэббер. это вызвало негативную реакцию многих религиозных деятелей. «такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило господа, пишет преп. э. л. бинум (tabernacle baptist church). они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу бога. христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».