сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.от сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. при этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
характеристики форм[править | править вики-текст] количество частей[править | править вики-текст]
в музыке венских классиков (гайдна, моцарта, бетховена) закрепились и стали «нормативными»:
трёхчастный цикл[править | править вики-текст] в сонате,в концерте для солиста (солистов) с оркестром,в камерной музыке с участием фортепиано в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии гайдна и моцарта ранних периодов творчества четырёхчастный цикл[править | править вики-текст] в симфонии (со времён к.ф.э. баха и гайдна),в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т.
в некоторых сонатах гайдна, моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей.[уточнить] (например сонаты для скрипки и фортепиано моцарта k 301-305.)
форма частей[править | править вики-текст]
форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.
наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).
однако существует множество нетипичных случаев. например, первая часть может быть написана в форме вариаций (бетховен. соната для фортепиано № 12), скерцо — в форме рондо (глазунов. симфония № 5), финал в форме фуги (бетховен. соната для фортепиано № 29). в крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (моцарт ― соната a-dur).
единство цикла[править | править вики-текст]
при таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.
также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например, фортепианный концерт скрябина), даже звучание тем всех частей в финале (симфонии № 9 бетховена), либо применение сквозного мотива, проводимого во всех частях цикла (берлиоз ― фантастическая симфония, «гарольд в италии», чайковский ― «манфред», пятая симфония).
примечания[править | править вики-текст] ↑ финалом (итал. finale) называется последняя часть цикла из 3-х и более частей.↑ например, тональности частей девятой симфонии малера: 1. ре мажор, 2. до мажор, 3. ля минор, 4. ре-бемоль мажор.
Древние города строились хаотично. вокруг центра-кремля по мере разрастания города появлялись новые оборонительные пояса. улицы шли из центра во все стороны, проходя через крепостные ворота. санкт-петербург стал первым городом в россии, построенным по плану, - «регулярным». прямые улицы пересекались под прямым углом и застраивались нарядными домами строго по линиям. новый город нуждался в новой архитектуре. в 1703 г. в россию приезжает датский архитектор д. трезини, по проектам которого в петербурге возводят летний дворец петра, величественное здание двенадцати коллегий и великолепный петропавловский собор с 112-метровым шпилем, совсем не похожий на церкви. но и архитекторы стали строить по-новому. образцами «петровской» архитектуры можно любоваться в москве - это гостиный двор, построенный и. коробовым, и меншикова башня (ц. архангела гавриила на чистых прудах) и. зарудного. во времена петра в россии сложился новый архитектурный стиль - «петровское ( или нарышкинское) барокко» - сплав европейской архитектуры с традиционным декором. при петре искусство приобретает светский характер. это особенно ярко проявилось в живописи. главным жанром живописи становится портрет. портрет - парсуна - это изображение реального человека, отражающее черты его внешности, но созданное в стиле, близком к иконописи. портреты эпохи петра, например «портрет канцлера головкина», «портрет натальи алексеевны нарышкиной», посмертный «портрет петра i» и. никитина и «автопортрет с женой» а. матвеева, - это реалистические картины, отображающие не только внешнее сходство, но и внутренний мир изображённых людей. с петром i связано появление в россии театра - с 1702 г. в москве на красной площади в «комедийной хоромине» актеры-иностранцы регулярно представляли иноземные пьесы. первая театральная труппа появилась в славяно-греко-латинской академии в москве.
сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.от сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).
сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. при этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.
характеристики форм[править | править вики-текст] количество частей[править | править вики-текст]в музыке венских классиков (гайдна, моцарта, бетховена) закрепились и стали «нормативными»:
трёхчастный цикл[править | править вики-текст] в сонате,в концерте для солиста (солистов) с оркестром,в камерной музыке с участием фортепиано в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии гайдна и моцарта ранних периодов творчества четырёхчастный цикл[править | править вики-текст] в симфонии (со времён к.ф.э. баха и гайдна),в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т.в некоторых сонатах гайдна, моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей.[уточнить] (например сонаты для скрипки и фортепиано моцарта k 301-305.)
форма частей[править | править вики-текст]форма частей цикла может быть весьма разнообразной, но, так как форма той или иной части сильно связана с жанром этой части (а жанровые функции частей имеют свои нормативные соотношения, см. выше), существуют некоторые устоявшиеся формы.
наиболее стабильны формы первой части (сонатная форма) и скерцо или менуэта (сложная трёхчастная). гораздо менее стабильна форма финала (наиболее употребимые формы: большое рондо и его разновидности, рондо-соната, вариации), наибольшую свободу допускает медленная часть (здесь наиболее типично малое рондо, но нередки другие формы рондо, сложная трёхчастная форма, вариации, сонатная форма).
однако существует множество нетипичных случаев. например, первая часть может быть написана в форме вариаций (бетховен. соната для фортепиано № 12), скерцо — в форме рондо (глазунов. симфония № 5), финал в форме фуги (бетховен. соната для фортепиано № 29). в крайне редких случаях сонатно-симфонический цикл может вообще не содержать сонатной формы (моцарт ― соната a-dur).
единство цикла[править | править вики-текст]при таких разных и контрастных частях единству цикла способствуют тональные, жанровые соотношения, соподчиненность частей, формальная дифференциация.
также ради укрепления единства цикла нередко встречается перенесение темы (тем) первой части в финал (например, фортепианный концерт скрябина), даже звучание тем всех частей в финале (симфонии № 9 бетховена), либо применение сквозного мотива, проводимого во всех частях цикла (берлиоз ― фантастическая симфония, «гарольд в италии», чайковский ― «манфред», пятая симфония).
примечания[править | править вики-текст] ↑ финалом (итал. finale) называется последняя часть цикла из 3-х и более частей.↑ например, тональности частей девятой симфонии малера: 1. ре мажор, 2. до мажор, 3. ля минор, 4. ре-бемоль мажор.