Слово " марш " в переводе с французского означает " ходьба ". Это пьесы бравурные, написанные в размере 2/ 4 или 4/4. Выделяют основные виды марша : походный, траурный и церемониальный. Походный марш отличает быстрый темп в ритме шага ( равен 120). Мелодия должна сосредоточить солдата на ходьбе. Чаще всего марши бывают мажорными ( " " Славны наши деды ")" ) ). Но могут быть и минорными Самым известным маршем "минорным " из походных является " Прощание славянки " . Он посвящен событиям 1912 года на Балканском полуострове. Лирическая героиня - женщина - славянка, которая провожает своих братьев и отцов воевать. В этом произведении сочетается распевность и четкие, мужественные ритмы .Он посвящён женщинам-славянкам, провожавшим своих близких на фронт воевать с турками. В марше распевность соединяется с мужественностью. Два такта бодрого начала ( вступления) гармонируют с плавностью первой темы этого марша. Вторая тема - у баритонов, ей присущ контурный, четкий мелодический рисунок. После двух тем средняя- трио. Она перекликается с темой первой. Обычно исполняет марш духовой оркестр. Особенность церемониальных маршей в том, что они играются в небыстром темпе, развитой тематикой и разнообразным ритмом, в котором есть синкопы. ( для справки : синкопы - это перемещение акцента с сильного такта на слабый, они перебивают ритм и невозможны в строевом марще ). Известен марш Госсека " Песнь четырнадцатое июля ". Мы слышим фанфары, ни одна фраза в марше не имеет своей копии. А четвертая фраза перелетает в пятую. Еще пример церемониального марша - это марш из оперы Верди " Аида"( марш победителей - египтян ). Некоторые музыковеды считают траурный марш частью церемониального, потому что исполняется он по особому случаю. Он возник в 18 веке, когда все печальные обряды стали более человечными и при уходе из жизни стала звучать светская музыка. Для нее характерен медленный темп и минорная интонация. Госсек написал траурный марш специально к скорбному моменту - смерти Мирабо. Его музыка плачет, почти рыдает, рыдает по-разному. Оттого и ее мощь, которая передает невозвратимость потери и остроту горя. У Шопена в похоронном марше та же боль утраты выражена сдержанно.
Все марши связаны с гармоничным движением и имеют похожие черты : шаговый ритм, ясная мелодия, симметричные формы.
откуда зародилась музыка? То ли в чистом поле, то ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль? В чьем ты сердце билась с самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – уронили дудки. Пролетели гуси – уронили гусли. Их порою вешней нашли, не удивились. Ну, а песня? С песней на Руси родились.Особый пласт русском фольклоре составляют народные песни. В песнях отображен и внешний, и внутренний мир человека. Одни песни посвящались историческим событиям, героям, выдающимся историческим личностям, другие – переживаниям, связанным с любовными отношениями, семейной жизнью, с солдатской долей. Народные песни в отличие от былин, исполнявшихся обычно сказителями, былинщиками, создавались самыми разными людьми в минуты, когда душевные переживания, потрясения требовали выражения в словах и мелодии. Песни передавались из уст в уста, от одного исполнителя к другому, от одного поколения к другим, при этом шлифуясь, изменялись. Самым древним видом музыкального искусства на Руси является хоровод. Хороводы водили в избе на «беседах» или «во зеленых во лужках». Когда люди вставали в круг они старались задобрить солнце. Показывали в движениях как нужно, чтобы вырос лен или рожь. Люди верили в то, что после исполнения такого хоровода урожай будет хорошим.Особое место в жанровом многообразии русских народных песен занимают, конечно же, частушки. По мнению исследователей, возникновение жанра частушки относится к середине XIX века. Термин «частушка» был придуман и введен в литературу Г.И.Успенским, а затем закреплен в статье «Новые народные пени». Разновидности частушки получили в народе десятки названий. Одни из них, которые исполняются в медленном темпе, называются «Страдания».Частушка – это песенка - коротушка, это песенка - миниатюра, которая говорить о глубоких чувствах души человеческой.
Выделяют основные виды марша : походный, траурный и церемониальный.
Походный марш отличает быстрый темп в ритме шага ( равен 120). Мелодия должна сосредоточить солдата на ходьбе. Чаще всего марши бывают мажорными ( " " Славны наши деды ")" ) ). Но могут быть и минорными
Самым известным маршем "минорным " из походных является " Прощание славянки " . Он посвящен событиям 1912 года на Балканском полуострове. Лирическая героиня - женщина - славянка, которая провожает своих братьев и отцов воевать. В этом произведении сочетается распевность и четкие, мужественные ритмы .Он посвящён женщинам-славянкам, провожавшим своих близких на фронт воевать с турками. В марше распевность соединяется с мужественностью. Два такта бодрого начала ( вступления) гармонируют с плавностью первой темы этого марша. Вторая тема - у баритонов, ей присущ контурный, четкий мелодический рисунок. После двух тем средняя- трио. Она перекликается с темой первой. Обычно исполняет марш духовой оркестр.
Особенность церемониальных маршей в том, что они играются в небыстром темпе, развитой тематикой и разнообразным ритмом, в котором есть синкопы. ( для справки : синкопы - это перемещение акцента с сильного такта на слабый, они перебивают ритм и невозможны в строевом марще ). Известен марш Госсека " Песнь четырнадцатое июля ". Мы слышим фанфары, ни одна фраза в марше не имеет своей копии. А четвертая фраза перелетает в пятую. Еще пример церемониального марша - это марш из оперы Верди " Аида"( марш победителей - египтян ).
Некоторые музыковеды считают траурный марш частью церемониального, потому что исполняется он по особому случаю. Он возник в 18 веке, когда все печальные обряды стали более человечными и при уходе из жизни стала звучать светская музыка. Для нее характерен медленный темп и минорная интонация. Госсек написал траурный марш специально к скорбному моменту - смерти Мирабо. Его музыка плачет, почти рыдает, рыдает по-разному. Оттого и ее мощь, которая передает невозвратимость потери и остроту горя. У Шопена в похоронном марше та же боль утраты выражена сдержанно.
Все марши связаны с гармоничным движением и имеют похожие черты : шаговый ритм, ясная мелодия, симметричные формы.