Музыка 5 класс Тема урока «Писатели и поэты о музыке и музыкантах» Музыкальный материал: 1. « Поет зима, аукает» из симфонической поэмы Г.Свиридова
2. « Волшебный смычек» норвежская народная песня
3.« Музыкант чародей» белорусская народная сказка.
4. «Песня о маленьком трубаче»С.Никитина
Ход урока
(Слушаем фрагмент поэмы Г.Свиридова «Поет зима, аукает...» на стихи С.Есенина.)
- Чья эта музыка, с именем, какого поэта она связана?(...)
-Ребята, скажите смогло ли появиться это само стихотворение С.Есенина « Поёт зима, аукает..», если бы не было музыки?(...)
- Объясните свой ответ (...)
-( Слушаем норвежскую народную песню «Волшебный смычек»)
- Кто сочинил эту песню?
-Какая, здесь связь музыки и стихов?( Односторонняя или двухсторонняя?)
- Какие средства выразительности используются в этой песне?
- Какое, значение имеет музыка в жизни людей? ( ответь словами песни)
( Слушаем белорусскую сказку « Музыкант – чародей» в записи или прочитать самостоятельно)
- Кто является главным героем сказки?
- Смогла бы появиться эта сказка , если не было музыки? Поясни свой ответ(Не) Смогла, потому что... )
(Слушаем «Песню о маленьком трубаче» С.Никитина)
- О чем эта песня?
- Какой характер музыки?
- Как воздействовала музыка на бойцов?
- Одинаково воздействовала музыка в песнях: «Волшебный смычек» и «Песня о маленьком трубаче» на людей?
-Само стихотворение « о маленьком трубаче», могло появится , если бы не было музыки?
Вывод : Влияет ли музыка на литературу? Обоснуй свой ответ.
Д/З . Работаем в тетради. Записываем тему урока, музыкальный материал. Отвечаем на вопросы по ходу урока.
Знать содержание басни И.Крылова « Квартет» ( Можно послушать в записи, посмотреть м/ф, можно прочитать самому.)
Танец - это не только вид искусства, но и средство самовыражения. Движениями тела можно передать любую эмоцию и любой характер. Но тела для этого мало: в танце участвуют и руки, и мимика, и чувство ритма танцора. Не каждому дается держать это все под контролем!
Однако существуют различные стили и направления танцев. Каждый создан со своими целями и для своей аудитории, так что каждый человек может выбрать свое направление, исходя из собственных предпочтений. Например, народные танцы обычно веселые и задорные, чтобы их танцевать, нужно блестяще владеть своими ногами. А вот вальс - танец легкий, возвышенный и нежный, однако и о четкости движений не стоит забывать, ведь у вальса строго определенный размер - три четверти. Существуют даже акробатические танцы, где выполняют сложные танцевальные движения под музыку.
Танец - искусство, которое развивается уже на протяжении многих веков и до сих пор является популярным и востребованным среди детей и взрослых.
D2--3--5
A--3--5
EСыграйте эту гамму. Звук получился очень естественный и знакомый. Это потому что мажорная гамма наиболее широко используемая в музыке. Нет никакого секрета в выборе первой ноты гаммы. Вы можете записать мажорную гамму, начинающуюся с любой ноты и это будет мажорной тональностью этой ноты. Мажорная гамма определяет семь нот. Эти ноты находятся на расстоянии в один тон друг от друга (два лада), кроме третьей и четвертой ноты, расстояние между которыми пол тона. (Также полтона между седьмой нотой и первой нотой следующей октавы.) Поэтому если Вы захотите построить гамму D мажор, то Вам надо начать с ноты D и двигаться дальше через тон, за исключением третьей и седьмой нот. Вот гамма D мажор: D, E, F#, G, A, B, C#, D. Обратите внимание, расстояние между F# и G, C# и D составляет пол тона. На бас гитаре эту гамму можно сыграть так:G4--6--7--
D4--5--7
A--5--7
EОбратите внимание, что вид табулатуры этой гаммы почти совпадает с табулатурой C мажорной гаммы.G(N-1)--(N+1)--(N+2)--
D(N-1)--N--(N+2)
A--N--(N+2)
E Фактически мажорную гамму можно получить, используя этот шаблон, начиная с любой ноты (любого лада). Например гамма F мажор выглядит следующим образом:G
D0--2--3--
A0--1--3
E--1--3Она имеет тот же ладовый шаблон, что использовался в предыдущих примерах, но начинается с первого лада струны E. О песне, написанной с использованием только этих семи нот, говорят, что она написана в тональности F мажор. Если хотите, можете пройтись вверх по грифу, играя ноты этой тональности, начиная с F: если Вы сделаете это, то то восьмая нота будет повторять первую, девятая - вторую и так далее. Результат должен выглядеть так:G2--3--5--7--9--10
D0--2--3--5
A0--1--3
E--1--3 Заметьте, что и вторая и девятая нота - это G, третья и десятая - A, и так далее. В зависимости от обстоятельств G будем называть второй или девятой.После выбора тональности песни, Вы можете приступить к подбору аккордов. Поскольку теперь Вы можете использовать только семь нот, число доступных аккордов уменьшится. Например предположим, что вы пишете в тональности C мажор. Тогда Вы не сможете использовать аккорд C минор, поскольку в него входит нота E#, которой нет в гамме C мажор. Однако вы можете построить аккорд C мажор из первой, третьей и пятой нот гаммы: C, E, и G. Допустим Вам нужен аккорд с основной нотой D. Какой аккорд выбрать? D мажор не подойдет, поскольку вам понадобится нота Fb, которая не входит в тональность C мажор. Аккорд D минор состоит только из нот гаммы С мажор: D, F и A (вторая четвертая и шестая ноты гаммы C мажор). Поэтому если Вы пишете песню в тональности C мажор, то будете использовать аккорд D минор, а не D мажор. Пусть Вам надо построить четырехнотный аккорд с основной нотой G, используйте G, B, D и F (пятая, седьмая, девятая и одиннадцатая ноты гаммы), то есть аккорд G7.Основная цель выбора тональности состоит в определение аккордов, которые можно использовать песне. Рассмотрим например песню AC-DC "You Shook Me All Night Long". Она написана в тональности G мажор:Куплет: (повторять)