На уроке мы говорили и пели песню «Я- фронт!» греческого поэта, композитора Микиса Теодоракиса. «Песня и стих – это бомба и знамя»- сказал поэт Владимир Маяковский. Почему поэт сравнивает песню и слова с оружием? Потому, что песня Микиса Теодоракиса «Я-фронт», смогла поднять греческий народ на защиту своей Родины. Можно привести много примеров, когда песня поднимала в атаку, на бой и советских бойцов на защиту своей Родины. Вот еще один пример воздействия музыки на человека. 1943 год. Чехословакия. Страна захвачена фашистами. Журналист и антифашист Юлиус Фучик борется против фашистов, за что был схвачен нацистами и брошен тюрьму. Благодаря другого антифашиста, служившего надзирателем в той же тюрьме, Юлиус Фучик смог написать в тюрьме книгу и назвал ее «Репортаж с петлей на шее». Вот цитаты из книги: «Сегодня 1 мая 1943года. И дежурит тот, при ком можно писать…»
«Об одном тех, кто переживет это время: не забудьте! …не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас… Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами»
«И мы поем. Поем, когда нам взгрустнется, поем, когда выдается веселый день. Песней провожаем товарища, с которым наверное, никогда не увидимся... Без песни нет жизни, как нет ее без солнца…»
Книга заканчивается замечательными словами: «Люди, я любил вас! Будьте бдительны!»
Однажды Ю.Фучик услышал стук в стену своей камеры, стук повторялся, и в нем он услышал ритм известного музыкального произведения, немецкого композитора Людвига ван Бетховена. Это произведение называется Симфония № 5. Слово симфония переводится с греческого языка, как созвучие. Это произведение состоит из 4 частей и исполняется симфоническим оркестром. Послушайте 1 часть симфонии(5 минут). Здесь мы услышим грозные, повелительные интонации, про них Л.Бетховен сказал: «Так судьба стучится в дверь ко мне!» и жалобные, печальные интонации человека, который пока не может противостоять судьбе. В 3 части симфонии (послушать 5 минут) характер музыки становится сильный, смелый, это человек смог побороть свою судьбу.
Д/з
1.Переписать в тетрадь выделенный текст.
ответить на вопросы.
1.Какими словами вы могли бы раскрыть содержание 5 симфонии? Выбрать из предложенных(борьба, движение вперед, преодоление трудностей)
2.Почему товарищи Ю.Фучика в тюрьме выстукивали ритм 3 части 5 симфонии Л.Бетховена?(обоснуйте свой ответ)
3.Как содержание 5 симфонии связано с биографией Л.Бетховена?
Смена частей связана с изменением характера произведения. Художник не может «изобразить» на одной картине развитие чувств человека от печали к радости и наоборот. Композитор же может выразить разные состояния переживаний человека, переход его чувств, настроения от одного к другому.
Б.Савельев «Если добрый ты»9КОТ леопольд)
Э.Григ «Песня Сольвейг»
«Улыбка» сл. М.Пляцковского муз. В.Шаинского
«Шарманщик поет»П.И.Чайковского.
Вальс As-dur Ф. Шопена
Фантазия d-moll В. Моцарта
ария Леоноры из «Фиделио» Л. Бетховена
В. Моцарт. Дуэттино Дон-Жуана и Церлины из оперы «Дон-Жуан»
Дж. Верди. Квартет из «Риголетто»
П. Чайковский. Мазурка из «Евгения Онегина»
Н. Римский-Корсаков. Две песни Веденецкого гостя из оперы «Садко»
Ноктюрн g-moll Ф. Шопена
М. Глинка. Каватина и рондо Антониды
Т53 - это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это "до ми соль", например
S 64 - субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется "квартсекст" - потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до - фа - ля
D 64 - цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору - ре - соль - си (кварта + терция)
Т 6 - тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору - ми - соль - до
S 53 - субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору - фа - ля - до
Т 64 - тонический квартсекст - 5 ступень. По домажору - соль - до - ми (кварта + терция)
D 53 - Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль - си - ре
S 6 - субдоминантовый секстаккорд - 6 ступень. Терция + кварта. По домажору - ля - до - фа
D 6 - доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору - си - ре- соль
Объяснение: