Этот концерт, найденный в 1980-х в архивах Национальной Библиотеки в Париже, является наиболее ранним клавирным концертом в истории русской музыки.
Манускрипт представляет собой не партитуру, а клавираусцуг: партия оркестра дана на нотном стане, идущем параллельно с партией солиста. Отсюда - отсутствие единого стандарта исполнения данного концерта, каждый исполнитель выбирает свой вариант инструментовки. Возможно даже исполнение этого произведения соло: так, французский клавесинист Оливье Бомон, изучавший парижский манускрипт, пришёл к выводу, что перед ним масштабная пьеса для клавесина без сопровождения, имитирующая диалог между солистом и оркестром (наподобие Итальянского концерта И.С.Баха). Подобная имитация диалога вполне может быть достижима сменой регистров клавесина. Этот же принцип может быть использован и при исполнении Концерта на органе.
Известны следующие записи:
1. Украинский музыковед и пианист Михаил Степаненко, которому принадлежит честь обнаружения Концерта, впервые опубликовал его (в своей редакции и со своей каденцией), а также осуществил премьерную запись. Михаил Степаненко, фортепиано. Камерный оркестр Perpetuum mobile. Дирижёр Игорь Блажков. Оркестровка и каденция М.Степаненко. Запись 1986 г.
2. На рубеже 1980-1990-х годов по радио прозвучала совсем иная версия Концерта Бортнянского, в исполнении на клавесине в сопровождении струнных и с совершенно оригинальной каденцией. Исполнителями выступили Евгений Ржанов и струнный квартет Гостелерадио.
3. В 1996 г. уже упоминавшийся Оливье Бомон записал свою версию Концерта на клавесине соло, причём именно на таком клавесине, (фирмы Shudi) который во второй половине 18 века поставлялся производителями в Россию. В сопровождающем буклете Бомон наивно утверждал, что это премьерная запись данного концерта. Каденция, судя по всему, самого Бомона.
4. В том же 1996 г. камерный ансамбль "Барокко" п/у Игоря Попкова (коллектив, известный своей пропагандой русской музыки 18 века) записал Концерт Бортнянского, основываясь на редакции Степаненко (и с его каденцией), но в собственной инструментовке (партию оркестра исполняют флейта, гобой, скрипка и виолончель). Солист - Виктор Васильев, клавесин.
5. В 2003 г. Павел Сербин, художественный руководитель камерного оркестра Pratum Integrum (Москва), сделал свою реконструкцию оркестровки и версию аккомпанементов. В том же году Концерт в новой редакции был записан Ольгой Мартыновой (клавесин) и оркестром Pratum Integrum. Каденция здесь тоже новая, отличная от трёх других, звучавших в предыдущих исполнениях.
Этот концерт, найденный в 1980-х в архивах Национальной Библиотеки в Париже, является наиболее ранним клавирным концертом в истории русской музыки.
Манускрипт представляет собой не партитуру, а клавираусцуг: партия оркестра дана на нотном стане, идущем параллельно с партией солиста. Отсюда - отсутствие единого стандарта исполнения данного концерта, каждый исполнитель выбирает свой вариант инструментовки. Возможно даже исполнение этого произведения соло: так, французский клавесинист Оливье Бомон, изучавший парижский манускрипт, пришёл к выводу, что перед ним масштабная пьеса для клавесина без сопровождения, имитирующая диалог между солистом и оркестром (наподобие Итальянского концерта И.С.Баха). Подобная имитация диалога вполне может быть достижима сменой регистров клавесина. Этот же принцип может быть использован и при исполнении Концерта на органе.
Известны следующие записи:
1. Украинский музыковед и пианист Михаил Степаненко, которому принадлежит честь обнаружения Концерта, впервые опубликовал его (в своей редакции и со своей каденцией), а также осуществил премьерную запись. Михаил Степаненко, фортепиано. Камерный оркестр Perpetuum mobile. Дирижёр Игорь Блажков. Оркестровка и каденция М.Степаненко. Запись 1986 г.
2. На рубеже 1980-1990-х годов по радио прозвучала совсем иная версия Концерта Бортнянского, в исполнении на клавесине в сопровождении струнных и с совершенно оригинальной каденцией. Исполнителями выступили Евгений Ржанов и струнный квартет Гостелерадио.
3. В 1996 г. уже упоминавшийся Оливье Бомон записал свою версию Концерта на клавесине соло, причём именно на таком клавесине, (фирмы Shudi) который во второй половине 18 века поставлялся производителями в Россию. В сопровождающем буклете Бомон наивно утверждал, что это премьерная запись данного концерта. Каденция, судя по всему, самого Бомона.
4. В том же 1996 г. камерный ансамбль "Барокко" п/у Игоря Попкова (коллектив, известный своей пропагандой русской музыки 18 века) записал Концерт Бортнянского, основываясь на редакции Степаненко (и с его каденцией), но в собственной инструментовке (партию оркестра исполняют флейта, гобой, скрипка и виолончель). Солист - Виктор Васильев, клавесин.
5. В 2003 г. Павел Сербин, художественный руководитель камерного оркестра Pratum Integrum (Москва), сделал свою реконструкцию оркестровки и версию аккомпанементов. В том же году Концерт в новой редакции был записан Ольгой Мартыновой (клавесин) и оркестром Pratum Integrum. Каденция здесь тоже новая, отличная от трёх других, звучавших в предыдущих исполнениях.