Арфа - один из древнейших многострунных щипковых музыкальных инструментов. Ее изображения, обнаруженные в Древнем Египте, относят к третьему тысячелетию до нашей эры. .. В древности существовало четыре основных вида арфы: дуговые - наиболее древние, на которых играли как плектром, так и без него; угловые трех видов - с горизонтальным резонатором, вертикально расширяющимся и вертикально сужающимся изогнутым резонатором. Арфы широко использовались в жизни шумеров, вавилонян, ассирийцев: звучание арф, очевидно, сопровождавшее ритуальные и дворцовые сцены, подчеркивало их значимость.
Происхождение арфы относят к возникновению охотничьего лука, использовавшегося в Каменном Веке. Он делался из согнутой ветки и кишечной (кетгут) струны, производящей звук при подергивании. Ранние изображения подобного музыкального лука были найдены в виде наскальных рисунков (например, в пещере Trois Freres, 15000BC, Ariege, France). Эти инструменты дали основу для развития лучной арфы, которая переживала свой золотой век в эпоху заката Египетской цивилизации. Вариацией арфы была лира, которая в дальнейшем стала очень популярной в Греции. В эпоху эллинизма лира была неотъемлемым атрибутом поэтов и певцов, что можно наблюдать на различных картинах и письменных памятниках. Размер арфы варьировался, вид малой лучной арфы перешел из Греции в Европу и достиг сферы влияния на кельтов. Легенда гласит, что друиды привезли арфу из Атлантиды как священный инструмент в Ирландию и Великобританию. Хотя, более правдоподобно звучит то предположение, что арфа попала в Европу благодаря развитию торговых отношений. С этих времен сохранились только некоторые описания, которые были сделаны очень давно и в большинстве своем неверны. Затем, арфа была снабжена вертикальной перекладиной, с этим видом арфы мы и знакомы. Эта техника строения инструмента была основой развития Cithara Anglica и Nabulum в Средневековье и классической арфы Ренессанса.
Отан менің тұрағым да тірегім, сен деп соғар жұдырықтай жүрегім, отан менің айбарым да мақтаным, жаса, жайна қазақ деген ұлы елім, құт береке тұнып тұрған қойнауың, далам дархан, жазиралы жайлауым. орман тоғай заңғар шыңы белесі қарт қаратау, алатауым айбарым.
припев: отаным менің қазақстаным, желбіресін, биіктесін көк байрағың, отаным елім қазақстаным құт мекенім жәннәт өлкем текті аймағым. (2 рет)
топырағың қасиетті құнарым тасың алтын татыған бұлағың, сары-арқаның төсіндегі ақ , ер еңбегі, ел жүрегі тұмарым, ұлағатты ұландарың сайрасын. өркендеп ел жарқын жүзің жайнасын. бейбіт өмір құшағында жайланып берекелі басыңнан бақ таймасын.
припев: отаным менің қазақстаным, желбіресін, биіктесін көк байрағың, отаным елім қазақстаным құт мекенім жәннәт өлкем текті аймағым. (2 рет)
В древности существовало четыре основных вида арфы: дуговые - наиболее древние, на которых играли как плектром, так и без него; угловые трех видов - с горизонтальным резонатором, вертикально расширяющимся и вертикально сужающимся изогнутым резонатором. Арфы широко использовались в жизни шумеров, вавилонян, ассирийцев: звучание арф, очевидно, сопровождавшее ритуальные и дворцовые сцены, подчеркивало их значимость.
Происхождение арфы относят к возникновению охотничьего лука, использовавшегося в Каменном Веке. Он делался из согнутой ветки и кишечной (кетгут) струны, производящей звук при подергивании. Ранние изображения подобного музыкального лука были найдены в виде наскальных рисунков (например, в пещере Trois Freres, 15000BC, Ariege, France). Эти инструменты дали основу для развития лучной арфы, которая переживала свой золотой век в эпоху заката Египетской цивилизации. Вариацией арфы была лира, которая в дальнейшем стала очень популярной в Греции. В эпоху эллинизма лира была неотъемлемым атрибутом поэтов и певцов, что можно наблюдать на различных картинах и письменных памятниках. Размер арфы варьировался, вид малой лучной арфы перешел из Греции в Европу и достиг сферы влияния на кельтов. Легенда гласит, что друиды привезли арфу из Атлантиды как священный инструмент в Ирландию и Великобританию. Хотя, более правдоподобно звучит то предположение, что арфа попала в Европу благодаря развитию торговых отношений. С этих времен сохранились только некоторые описания, которые были сделаны очень давно и в большинстве своем неверны. Затем, арфа была снабжена вертикальной перекладиной, с этим видом арфы мы и знакомы. Эта техника строения инструмента была основой развития Cithara Anglica и Nabulum в Средневековье и классической арфы Ренессанса.
сен деп соғар жұдырықтай жүрегім,
отан менің айбарым да мақтаным,
жаса, жайна қазақ деген ұлы елім,
құт береке тұнып тұрған қойнауың,
далам дархан, жазиралы жайлауым.
орман тоғай заңғар шыңы белесі
қарт қаратау, алатауым айбарым.
припев:
отаным менің қазақстаным,
желбіресін, биіктесін көк байрағың,
отаным елім қазақстаным
құт мекенім жәннәт өлкем текті аймағым.
(2 рет)
топырағың қасиетті құнарым
тасың алтын татыған бұлағың,
сары-арқаның төсіндегі ақ ,
ер еңбегі, ел жүрегі тұмарым,
ұлағатты ұландарың сайрасын.
өркендеп ел жарқын жүзің жайнасын.
бейбіт өмір құшағында жайланып
берекелі басыңнан бақ таймасын.
припев:
отаным менің қазақстаным,
желбіресін, биіктесін көк байрағың,
отаным елім қазақстаным
құт мекенім жәннәт өлкем текті аймағым.
(2 рет)