Оперы глинки определили собой пути развития оперного жанра в россии. от «ивана сусанина» и «руслана и людмилы» исходят две магистральные ветви оперной классики: и эпос, народная музыкальная драма и опера-сказка. в принципах музыкальной драматургии, в образном строе и в методах разработки народно-национального тематизма эти творения глинки послужили основой для композиторов-классиков. уже первая опера глинки — «иван сусанин» — явилась ценнейшим вкладом в мировую культуру. по верному определению одоевского, она открыла «новую стихию в искусстве» и положила начало новому периоду его : « этою оперою решался вопрос важный для искусства вообще и для искусства в особенности, а именно: существование оперы, » в «сусанине» глинка создал -героическую музыкальную трагедию, вдохновленную величием народного подвига, трагедию, в центре которой находится образ простого крестьянина-патриота. такого произведения еще не дала ни эпоха революционного классицизма, ни современная глинке героико-романтическая опера. композитору удалось впервые «возвысить народный напев до трагедии» (в. ф. одоевский) . опера глинки несла с собой великое будущее. самый образ сусанина трактован у глинки как образ народного героя, чья личная трагедия находится в полной зависимости от общенародной судьбы. народ решает судьбы отечества, народ рождает в своей среде героев, способных на бессмертные подвиги. таким верным сыном народа является сусанин в воображении поэта-декабриста рылеева — создателя замечательной думы о подвиге крестьянина-героя. исследователи творчества глинки неоднократно указывали на прямое соответствие глинкинской сцены в лесу монологу сусанина в известных стихах рылеева: предателя, мнили, во мне вы нашли: их нет и не будет на земли! в ней каждый отчизну с младенчества любит и душу изменой свою не погубит!
Объяснение: программа в музыке - это когда мы, слушая произведение, точно представляем, что хотел сказать композитор. Для этого композитор нам - даёт пьесе название и иногда даже небольшой текст (эпиграф). Например, если пьеса не имеет названия, то слушая ее можно вообразить себе разные картины. Но если она называется "Снежинки" - то, хочешь ты этого или нет, ты будешь думать о снежинках, слушая эту музыку.
Вот как работает программная музыка - тебя словно запрограммировали на какой-то образ. (шутка)
Название произведения
Эпиграф
Объяснение: программа в музыке - это когда мы, слушая произведение, точно представляем, что хотел сказать композитор. Для этого композитор нам - даёт пьесе название и иногда даже небольшой текст (эпиграф). Например, если пьеса не имеет названия, то слушая ее можно вообразить себе разные картины. Но если она называется "Снежинки" - то, хочешь ты этого или нет, ты будешь думать о снежинках, слушая эту музыку.
Вот как работает программная музыка - тебя словно запрограммировали на какой-то образ. (шутка)