Найти крылатые выражения из текста!
Ни сна, ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на Всё я вновь переживаю
Один в тиши ночей.
И божья знаменья, угрозу
И бранной славы пир весёлый.
Мою победу над врагом
И бранной славы горестный конец,
Погром и рану, и мой плен,
И гибель всех моих полков,
Честно за Родину головы сложивших.
Погибло всё и честь моя, и слава,
Позором стал я земли родной.
Плен, постыдный плен -
Вот удел отныне мой,
Да мысль, что все винят меня.
О, дайте, дайте мне свободу,
Я мой позор сумею искупить я честь свою и славу,
Я Русь от недругов Ты одна голубка-лада,
Ты одна винить не станешь,
Сердцем чутким всё поймешь ты,
Всё ты мне В терему своём высоком
Вдаль глаза ты проглядела,
Друга ждёшь ты дни и ночи,
Горько слёзы льёшь.
Ужели день за днём
Влачить в плену бесплодно
И знать, что враг терзает Русь.
Враг, что лютый барс,
Стонет Русь в когтях могучих
И в том винит она меня.
О, дайте, дайте мне свободу,
Я мой позор сумею искупить.
Я Русь от недругов Ни сна ни отдыха измученной душе,
Мне ночь не шлёт надежды на Всё я вновь переживаю,
Один в тиши ночей и нет исхода мне.
Ох, тяжко, тяжко мне, тяжко
Сознанье бессилья моего.
внутренний мир русского человека. В песне слились воедино слово и музыка. Слово несет информацию, музыка создает тон, влияет на то или иное настроение.
Она формировать особый взгляд на мир, учить воспринимать окружающий мир русской песни живым и одушевленным, ощущать его красоту.
М. Горький сказал про лирические песни: "Они широки, как эпопея, и глубоки, как раздумье. Такие песни могли родиться только у народа великой души – в мятеже, в тоске по правде и справедливости."
А в ссылке очень подробно
Ребенок, родившись, тут же заговорил, чем немало напугал собравшихся. Люди думали, что это демон в обли-чии ребенка, и, только заметив, что он ничем не отличается от обычного младенца, успокоились. Прибывшие на праздник рождения сказали: “Его удивительный приход в этот мир так напугал нас, что имя ему будет Коркыт”.
В народе есть и такая песня:
Когда родился Коркыт,
Черное небо разлилось водой.
При его рождении страна испугалась,
И обрадовалась после.
Другая легенда рассказывает о том, как Коркыт придумал музыкальный инструмент — кобыз. Коркыт растет смышленым мальчиком. Он с ранних лет научился играть на всех музыкальных инструментах. Но на этом не успокоился. Ему захотелось создать такой музыкальный инструмент, который бы мог воспроизвести все голоса животных и явлений природы. Он долго думает, пробует. Из березового полена пытается мастерить различной формы инструмент. Но что делать дальше, не знает. Он мучается, думает. Однажды, устав, он задремал. И видит во сне ангела, который говорит ему: “Коркыт, созданный тобой инструмент похож на берцовую кость шестилетнего верблюда. Теперь ему не хватает резонатора, обтянутого шкурой верблюда нара, подструнной подставки из рога дикого козла и струн, вырванных из хвоста пятилетнего жеребца. Если все это будет, то твой инструмент запоет соловьем”. Коркыт, проснувшись, начинает выполнять подсказку ангела:
О, мой кобыз,
Вывернутый из корня сосны.
О, мой кобыз,
Извлеченный из клена.
Мой кобыз, чей резонатор
Из кожи быстроногого верблюда.
Мой кобыз, чья подструнная подставка
Из рога дикого козла.
Мой кобыз, чьи струны
Из хвостового волоса пятилетнего жеребца.
Я покручу твои колышки.
Если мои мечты не сбудутся,
Я об землю тебя разобью.
С такими словами взялся он за инструмент, и запел кобыз голосом верблюдицы, потерявшей своего верблюжонка. И вся природа, и все живое — бегущий зверь, летящая птица, дующий ветер — замерли и стали слушать Коркыта.
Для мелодий Коркыта характерны глубокие философские раздумья, элегическое настроение и легкий приглушенный лиризм. Музыкант извлекает из кобыза музыку судьбы народа и страны, думает о их будущем. Инструмент вместе с людьми переживает боль разлуки, муки и страдания. Кобыз размышляет о смысле жизни, о счастье. Он то плачет, как верблюдица, потерявшая верблюжонка, то изливается мечтой о вечной жизни и красоте, подражая лебединой песне счастья.