Вводный септаккорд - септаккорд, построенный на вводном тоне (VII ступени) лада. Включает в себя все неустойчивые его [лада] ступени.
1) Малый вводный септаккорд (мVII7) строится в нат. мажоре на VII ступени. Состоит из: ум.53+б.3 или м.3+м.3+б.3 (что одно и то же). Крайние звуки образуют малую септиму (м.7). Разрешение: T53 с удвоением терцового тона.
2) Уменьшенный вводный септаккорд (умVII7) строится в гармоническом мажоре (VI♭) и гармоническом миноре (VII#) также на VII ступени. Строение: ум.53+м.3 или м.3+м.3+м.3. Крайние звуки - уменьшенная септима (ум.7). Разрешение такое же: T/t53 с удвоенной терцией.
Современный симфонический оркестр состоит из 4-х основных групп. Фундаментом оркестра служит струнная группа (скрипки, альты, виолончели, контрабасы) . В большинстве случаев струнные являются основными носителями мелодического начала в оркестре. Количество музыкантов, играющих на струнных, составляет примерно 2/3 всего коллектива. В группу деревянных духовых инструментов входят флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Каждый из них имеет обычно самостоятельную партию. Уступая смычковым в тембровой насыщенности, динамических свойствах и разнообразии приемов игры, духовые обладают большой силой, компактностью звучания, яркими красочными оттенками. Третья группа инструментов оркестра - медные духовые (валторна, труба, тромбон, труба) . Они вносят в оркестр новые яркие краски, обогащая его динамические возможности, придают звучанию мощь и блеск, служат также басовой и ритмической опорой. Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.) , другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки) . Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.
1) Малый вводный септаккорд (мVII7) строится в нат. мажоре на VII ступени. Состоит из: ум.53+б.3 или м.3+м.3+б.3 (что одно и то же). Крайние звуки образуют малую септиму (м.7). Разрешение: T53 с удвоением терцового тона.
2) Уменьшенный вводный септаккорд (умVII7) строится в гармоническом мажоре (VI♭) и гармоническом миноре (VII#) также на VII ступени. Строение: ум.53+м.3 или м.3+м.3+м.3. Крайние звуки - уменьшенная септима (ум.7). Разрешение такое же: T/t53 с удвоенной терцией.
Все большее значение приобретают в симфоническом оркестре ударные инструменты. Основная их функция - ритмическая. Кроме того, они создают особый звукошумовой фон, дополняют и украшают оркестровую палитру колористическими эффектами. По характеру звучания ударные делятся на 2 типа: одни имеют определенную высоту звука (литавры, колокольчики, ксилофон, колокола и др.) , другие лишены точной звуковысотности (треугольник, бубен, малый и большой барабан, тарелки) . Из инструментов, не входящих в основные группы, наиболее существенна роль арфы. Эпизодически композиторы включают в оркестр челесту, фортепиано, саксофон, орган и другие инструменты.