"Багдадский праздник и корабль, разбившейся о скалу с медным встадником". Во вступлении звучии властная тема Шахриара и нежная Шехерезады. Она начинает последнюю сказку. Доносится шум праздника. Основная тема - стремительная, танцевальная. Она проходит 3 раза, изменяясь гармонически у разных инструментов. Звучат темы из предыдущих частей: тема марша с фанфарами из середины 2 части и тема Царевны из 3 части. 3 раздел - напряжение нарастает. Картина бури, грозно звучит тема моря из 1 части и отголоски марша из 2 части. В коде гибнет Синбадов корабль, он разбился о скалу во время бури. Тихо звучит тема Шехерезады и покорно тема Шахриара. Он дарит ей жизнь. Все части сюиты контрастны, но объединены двумя основными(Шахриара и Шехеразады).
Сюжетом для оперы послужило произведение древнерусской литературы "Слово о полку Игореве", написанное в 12 веке. Оно рассказывает о походе князя Игоря Святославовича Новгород-Северского в 1185 году против степных кочевников - половцев. Смысл поэмы и оперы - призыв русских князей к единению. Вся опера пронизана идеей народного патриотизма, в ней говорится о любви к родной земле, ее бедствиях и ее защитниках. Идею оперы подсказал критик Стасов, он же набросал первый вариант сценария. В 1890 году опера поставлена в Мариинском театре в Петербурге. Это лирико-эпическая опера в 4 действиях с прологом.
Во вступлении звучии властная тема Шахриара и нежная Шехерезады. Она начинает последнюю сказку. Доносится шум праздника.
Основная тема - стремительная, танцевальная. Она проходит 3 раза, изменяясь гармонически у разных инструментов. Звучат темы из предыдущих частей: тема марша с фанфарами из середины 2 части и тема Царевны из 3 части.
3 раздел - напряжение нарастает. Картина бури, грозно звучит тема моря из 1 части и отголоски марша из 2 части.
В коде гибнет Синбадов корабль, он разбился о скалу во время бури. Тихо звучит тема Шехерезады и покорно тема Шахриара. Он дарит ей жизнь.
Все части сюиты контрастны, но объединены двумя основными(Шахриара и Шехеразады).
Идею оперы подсказал критик Стасов, он же набросал первый вариант сценария. В 1890 году опера поставлена в Мариинском театре в Петербурге.
Это лирико-эпическая опера в 4 действиях с прологом.