Опера «Иван Сусанин» была создана Глинкой в 1836 году. Еще в период заграничной поездки по Италии и Германии (1830—1834 гг.), предшествовавшей началу работы над оперой, Глинку часто посещали мысли о создании произведения, проникнутого национальным духом. Вернувшись в Россию, он задумал сочинять оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», но вскоре её оставил ради будущей оперы «Иван Сусанин». Князь В. Ф. Одоевский вспоминал, что первоначальный замысел произведения на этот сюжет был в жанре не оперы, а оратории. Это важное свидетельство объясняет некоторые драматургические особенности оперы и, в частности, ярко выраженные черты оратории в контексте оперного жанра. Специфика творческого процесса Глинки состояла в том, что он не только сам полностью продумывал композицию и драматургию будущей оперы, но и почти всю музыку создавал раньше текста, и его либреттист был вынужден подлаживать текст под уже сочиненные мелодии. Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение очень благополучно! И по сути одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».
Опера «Иван Сусанин» была создана Глинкой в 1836 году. Еще в период заграничной поездки по Италии и Германии (1830—1834 гг.), предшествовавшей началу работы над оперой, Глинку часто посещали мысли о создании произведения, проникнутого национальным духом. Вернувшись в Россию, он задумал сочинять оперу по повести Василия Жуковского «Марьина роща», но вскоре её оставил ради будущей оперы «Иван Сусанин». Князь В. Ф. Одоевский вспоминал, что первоначальный замысел произведения на этот сюжет был в жанре не оперы, а оратории. Это важное свидетельство объясняет некоторые драматургические особенности оперы и, в частности, ярко выраженные черты оратории в контексте оперного жанра. Специфика творческого процесса Глинки состояла в том, что он не только сам полностью продумывал композицию и драматургию будущей оперы, но и почти всю музыку создавал раньше текста, и его либреттист был вынужден подлаживать текст под уже сочиненные мелодии. Создание произведения шло быстро. Всего за 1,5 года опера была готова (1835-1836). «Жизнь за царя» состоит из четырех действий (или семи картин) с заключительным эпилогом. Либретто того времени написал барон Георгий Розен, несмотря на то, что плохо владел русским языком. Позже использовалась в постановках редакция либретто, написанная С. Городецким. Когда произведение было окончено и отрепетировано, Михаил Иванович изъявил желание посвятить оперу Николаю первому. Это посвящение очень благополучно! И по сути одновременно с этим событием название было сменено с «Ивана Сусанина» на «Жизнь за царя».
При ключе два бемоля
Т53 - си бемоль-ре-фа, Т6 - ре-фа-си бемоль, Т64 - фа-си бемоль-ре
S53 - ми бемоль-соль-си бемоль, S6 - соль-си бемоль-ми бемоль, S64 - си бемоль-ми бемоль-соль
D53 - фа-ля-до, D6 - ля-до-фа, D64 - до-фа-ля
D7 - фа-ля-до-ми бемоль. Разрешается в неполный Т53 - си бемоль (три раза)-ре.
D65 - ля-до-ми бемоль-фа. Разрешается в Т53 - си бемоль (два раза)-ре-фа
D43 - до-ми бемоль-фа-ля. Разрешается в развернутый Т53 - си бемоль-ре-фа-си бемоль
D2 - ми бемоль-фа-ля-до. Разрешается в Т6 - ре-фа-си бемоль (два раза)
Объяснение: