Что есть стиль? Что значит это слово для музыканта – композитора, пианиста, критика, педагога? Как соотносятся исторические и национальные стили со стилями авторскими, индивидуальными, а последние с «возрастны-ми» - ранними, зрелыми и поздними? Эти и многие другие вопросы неизбеж-но возникают при исследовании музыкальных произведений и их исполн-ии, при обращении к вопросам музыкального восприятия и воспитания.
Слово СТИЛЬ заимствовано из древнегреческого. Узнаваемый почерк – стиль и послужил прототипом для понятия более высоких уровней – индиви-дуального авторского слова, творческой манеры. Термин СТИЛЬ в значении, близком к современному, появляется сравнительно поздно. Он встречается в частности, в музыкально-теоретических трактатах эпохи Возрождения. Изве-стно указание на три стиля в операх Монтеверди, разграничение стилей в литургических песнопениях. Довольно часто обращались к термину и понятию стиля авторы немецких музыкальных трактатов, употреблявшие его как в значении почерка, манеры письма, так и в значении национального ко-лорита.
Диапазон его интерпретаций в современном музыкознании чрезвычайно широк. Даже при беглом знакомстве с трактовками слова СТИЛЬ обрисовы-ваются некоторые из его наиболее устойчивых и предпочитаемых смысловых значений.
Одно из них касается жанра монографий о композиторах и ясно очерчивае-тся в общем, иногда даже стереотипном названии «К вопросу о стиле произ-ведений композитора…» Речь в таких случаях идет о системе художествен-ных средств и приемов, особенностей формы и содержания в творчестве того или иного композитора, об их связи с эстетическими взглядами авторов музыки, с историческим контекстом.
Другое значение термина связано с исторически обширными пластами музыки и музыкальной культуры. В ряде работ под стилем имеется ввиду национальная или какая-нибудь другая стилевая общность. Это ясно, например, из работ фольклористов. Термин СТИЛЬ часто используется также применительно к музыкально-исполнительскому искусству, к музыке разных жанров.
Иногда, имея ввиду индивидуальный стиль композитора, относят этот тер-мин к творчеству композитора в целом, иногда же к отдельным периодам его творчества («ранний» Скрябин, «поздний» Шостакович и т.п.) и даже к отде-льным сторонам музыки – говорят, например, об оркестровом стиле того или иного композитора, о его гармоническом стиле и т.п.
Уже из этого краткого перечисления видно многообразие сфер применения термина СТИЛЬ.
Сложившееся в ХХ в.представление о музыкальном стиле, частично осоз-нанное, отчасти интуитивное, можно представить следующим образом. СТИЛЬ – это особенное свойство, качество музыкальных явлений.
Им обладает произведение или его исполнение, редакция, звукорежиссерское решение или даже описание произведения, но лишь тогда, когда в том, дру-гом, третьем и т.д. непосредственно ощущается, воспринимается стоящая за музыкой индивидуальность композитора, исполнителя, интерпретатора.
Следовательно, СТИЛЬ – это то качество, которое позволяет в музыке слышать, угадывать, определять того или тех, кто ее создает или воспроизво-дит, т.е. качество отличительное, дающее возможность судить о генезисе.
Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится?
А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкального произведения?
(Опера, балет:)
- Можете привести примеры таких произведений?
("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане",
А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков; "Снегурочка", А. Н. Островский,
Н. А. Римский-Корсаков; "Спящая красавица", Ш. Перро, П. И. Чайковский.)
Фаза осмысления.
Дети садятся за столы.
1. - Сегодня мы вспомним историю Орфея и Эвридики.
К какому литературному жанру относится это произведение?
(К мифу.)
На доске: "Орфей и Эвридика". Миф.
Учитель музыки:
- В этом сюжете постоянно присутствует музыка, и история Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве. Первой оперой была "Эвридика" Якопо Пери 1600 год, затем оперу "Эвридика" написал Каччини (Аве Мария его самое известное произведение), 1607 год Монтеверди опера "Орфей". Совсем недавно российский композитор Журбин написал рок-оперу "Орфей и Эвридика". Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку, чей портрет вы видите на доске.
(Портрет на доске.)
На доске: "Орфей и Эвридика". Миф. Опера.
Учитель литературы:
2. - Вы ещё не знакомы с оперой "Орфей и Эвридика", но миф уже прочитали.
Какие чувства у вас вызвал этот миф, эта история?
(ответы.)
3. - Главный герой - Орфей. Он счастлив?
(Да, когда он с Эвридикой.)
- Что сделало его несчастным?
(Потеря Эвридики.)
- Как переживал своё горе Орфей?
Как воздействовала музыка Орфея на окружающий мир (природу, зверей, птиц)?
Текст, с. 17, 2-ой абзац.
Учитель музыки: (на ковре)
Учащиеся разделены на 3 группы. Сначала слушают музыку, а затем заполняют таблицу и обсуждают выполненное задание.
4. - А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы. (Предлагаю детям расположиться на ковре). Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка (Прослушивание 30 секунд).
(ответы: Мелодия с длинными звуками, она льется, как плач, но очень нежный и выразительный. Мне кажется, здесь слышна тоска Орфея, как он хотел вернуть Эвридику).
- Послушаем еще раз, и обратим внимание, как проявились здесь средства музыкальной речи.
Повторное прослушивание, затем заполнение кругового плана анализа. Обсуждение по группам.
Учитель музыки:
- Говорят, что мелодия - душа музыки. Каковы особенности мелодии?
(1 группа. Мелодия с длинным дыханием, много длинных звуков, очень красивы переливы. Нет больших скачков, чувствуем переживания Орфея.)
- Очень важна окраска музыкального звука. Вторая группа, что скажете о тембре?
(2 группа. Это духовой инструмент, в высоком регистре, нам кажется, что это флейта. Ее звучание нежно и в то же время немного тоскливо.)
- А что вы можете сказать о динамике музыки в этом отрывке?
(3 группа. Здесь нет яркого, громкого форте - мелодия звучит довольно тихо, но насыщенно. Вся мелодия как бы парит над сопровождением, она в высоком регистре.)
- И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.

Множественный выбор в каждой позиции.
- Длинная мелодия, как нескончаемо горе Орфея; одинокая флейта, как одинок Орфей; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте".
Учитель литературы:
- Орфей отправляется на поиски Эвридики.
Где он ищет свою жену?
(В подземном царстве Аида.)
- "Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами".
Текст, с. 17, 7-ой абзац.
Соглашается Харон перевезти Орфея на другой берег Стикса?
(Нет.)
- А почему всё-таки перевозчик мёртвых соглашается и нарушает закон?
(Звучит музыка.)
- Как звучит музыка Орфея? Найдите в тексте прилагательные, наречия, глаголы, которые описывают, говорят, как звучит музыка.
Текст, с. 18, 3-ий абзац.
- Жалобные, печальные и нежные звуки, но насколько велико было их воздействие!
Учитель музыки:
6. -Слушаем другой фрагмент ("Хор фурий" - не говорить названия фрагмента).
Объяснение:
Что есть стиль? Что значит это слово для музыканта – композитора, пианиста, критика, педагога? Как соотносятся исторические и национальные стили со стилями авторскими, индивидуальными, а последние с «возрастны-ми» - ранними, зрелыми и поздними? Эти и многие другие вопросы неизбеж-но возникают при исследовании музыкальных произведений и их исполн-ии, при обращении к вопросам музыкального восприятия и воспитания.
Слово СТИЛЬ заимствовано из древнегреческого. Узнаваемый почерк – стиль и послужил прототипом для понятия более высоких уровней – индиви-дуального авторского слова, творческой манеры. Термин СТИЛЬ в значении, близком к современному, появляется сравнительно поздно. Он встречается в частности, в музыкально-теоретических трактатах эпохи Возрождения. Изве-стно указание на три стиля в операх Монтеверди, разграничение стилей в литургических песнопениях. Довольно часто обращались к термину и понятию стиля авторы немецких музыкальных трактатов, употреблявшие его как в значении почерка, манеры письма, так и в значении национального ко-лорита.
Диапазон его интерпретаций в современном музыкознании чрезвычайно широк. Даже при беглом знакомстве с трактовками слова СТИЛЬ обрисовы-ваются некоторые из его наиболее устойчивых и предпочитаемых смысловых значений.
Одно из них касается жанра монографий о композиторах и ясно очерчивае-тся в общем, иногда даже стереотипном названии «К вопросу о стиле произ-ведений композитора…» Речь в таких случаях идет о системе художествен-ных средств и приемов, особенностей формы и содержания в творчестве того или иного композитора, об их связи с эстетическими взглядами авторов музыки, с историческим контекстом.
Другое значение термина связано с исторически обширными пластами музыки и музыкальной культуры. В ряде работ под стилем имеется ввиду национальная или какая-нибудь другая стилевая общность. Это ясно, например, из работ фольклористов. Термин СТИЛЬ часто используется также применительно к музыкально-исполнительскому искусству, к музыке разных жанров.
Иногда, имея ввиду индивидуальный стиль композитора, относят этот тер-мин к творчеству композитора в целом, иногда же к отдельным периодам его творчества («ранний» Скрябин, «поздний» Шостакович и т.п.) и даже к отде-льным сторонам музыки – говорят, например, об оркестровом стиле того или иного композитора, о его гармоническом стиле и т.п.
Уже из этого краткого перечисления видно многообразие сфер применения термина СТИЛЬ.
Сложившееся в ХХ в.представление о музыкальном стиле, частично осоз-нанное, отчасти интуитивное, можно представить следующим образом. СТИЛЬ – это особенное свойство, качество музыкальных явлений.
Им обладает произведение или его исполнение, редакция, звукорежиссерское решение или даже описание произведения, но лишь тогда, когда в том, дру-гом, третьем и т.д. непосредственно ощущается, воспринимается стоящая за музыкой индивидуальность композитора, исполнителя, интерпретатора.
Следовательно, СТИЛЬ – это то качество, которое позволяет в музыке слышать, угадывать, определять того или тех, кто ее создает или воспроизво-дит, т.е. качество отличительное, дающее возможность судить о генезисе.
Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится?
А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкального произведения?
(Опера, балет:)
- Можете привести примеры таких произведений?
("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане",
А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков; "Снегурочка", А. Н. Островский,
Н. А. Римский-Корсаков; "Спящая красавица", Ш. Перро, П. И. Чайковский.)
Фаза осмысления.
Дети садятся за столы.
1. - Сегодня мы вспомним историю Орфея и Эвридики.
К какому литературному жанру относится это произведение?
(К мифу.)
На доске: "Орфей и Эвридика". Миф.
Учитель музыки:
- В этом сюжете постоянно присутствует музыка, и история Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве. Первой оперой была "Эвридика" Якопо Пери 1600 год, затем оперу "Эвридика" написал Каччини (Аве Мария его самое известное произведение), 1607 год Монтеверди опера "Орфей". Совсем недавно российский композитор Журбин написал рок-оперу "Орфей и Эвридика". Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку, чей портрет вы видите на доске.
(Портрет на доске.)
На доске: "Орфей и Эвридика". Миф. Опера.
Учитель литературы:
2. - Вы ещё не знакомы с оперой "Орфей и Эвридика", но миф уже прочитали.
Какие чувства у вас вызвал этот миф, эта история?
(ответы.)
3. - Главный герой - Орфей. Он счастлив?
(Да, когда он с Эвридикой.)
- Что сделало его несчастным?
(Потеря Эвридики.)
- Как переживал своё горе Орфей?
Как воздействовала музыка Орфея на окружающий мир (природу, зверей, птиц)?
Текст, с. 17, 2-ой абзац.
Учитель музыки: (на ковре)
Учащиеся разделены на 3 группы. Сначала слушают музыку, а затем заполняют таблицу и обсуждают выполненное задание.
4. - А сейчас давайте послушаем самый знаменитый фрагмент из оперы. (Предлагаю детям расположиться на ковре). Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка (Прослушивание 30 секунд).
(ответы: Мелодия с длинными звуками, она льется, как плач, но очень нежный и выразительный. Мне кажется, здесь слышна тоска Орфея, как он хотел вернуть Эвридику).
- Послушаем еще раз, и обратим внимание, как проявились здесь средства музыкальной речи.
Повторное прослушивание, затем заполнение кругового плана анализа. Обсуждение по группам.
Учитель музыки:
- Говорят, что мелодия - душа музыки. Каковы особенности мелодии?
(1 группа. Мелодия с длинным дыханием, много длинных звуков, очень красивы переливы. Нет больших скачков, чувствуем переживания Орфея.)
- Очень важна окраска музыкального звука. Вторая группа, что скажете о тембре?
(2 группа. Это духовой инструмент, в высоком регистре, нам кажется, что это флейта. Ее звучание нежно и в то же время немного тоскливо.)
- А что вы можете сказать о динамике музыки в этом отрывке?
(3 группа. Здесь нет яркого, громкого форте - мелодия звучит довольно тихо, но насыщенно. Вся мелодия как бы парит над сопровождением, она в высоком регистре.)
- И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.

Множественный выбор в каждой позиции.
- Длинная мелодия, как нескончаемо горе Орфея; одинокая флейта, как одинок Орфей; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте".
Учитель литературы:
- Орфей отправляется на поиски Эвридики.
Где он ищет свою жену?
(В подземном царстве Аида.)
- "Вот от противоположного берега отделилась лодка: перевозчик мёртвых, Харон, плыл за новыми пришельцами".
Текст, с. 17, 7-ой абзац.
Соглашается Харон перевезти Орфея на другой берег Стикса?
(Нет.)
- А почему всё-таки перевозчик мёртвых соглашается и нарушает закон?
(Звучит музыка.)
- Как звучит музыка Орфея? Найдите в тексте прилагательные, наречия, глаголы, которые описывают, говорят, как звучит музыка.
Текст, с. 18, 3-ий абзац.
- Жалобные, печальные и нежные звуки, но насколько велико было их воздействие!
Учитель музыки:
6. -Слушаем другой фрагмент ("Хор фурий" - не говорить названия фрагмента).
Как вы думаете, где происходит действие?
(В подземном царстве.)