Новые области в музыке ХХ века В наше время удивительным образом смешались самые разнообразные стили, направления, виды и жанры музыкального искусства. Это и эстрадная музыка, поп-музыка, рок-музыка, джаз, авторская песня.
Джаз – это образ жизни и мышления. Джаз многолик. История джаза – часть истории XX века.
Особенности джазовой музыки заключаются в сплаве элементов двух культур: в мелодии и гармонии можно узнать влияние «белой» (европейской) культуры, а вот сложная ритмическая структура, неустойчивая высота звука, грубоватый «нечистый» тембр звучания, манера полного безразличного погружения в музыку – это влияние африканской культуры. Основа джаза-импровизация. Импровизировать – значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное
Рассказ о том, как люди хотели изменить свою жизнь.
Невероятно тяжела была жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза.
Люди, хотевшие изменить свою жизнь, освоить новые земли, отправлялись в Америку. Она сулила им свободу. На кораблях, державших курс в Новый Свет, плыли люди разных национальностей, звучала разная речь, а в трюмах этих кораблей был «живой груз» - негры –невольники, вывезенные из родных мест для работы на плантациях белых людей. Плантаторы хотели укрепить в душах своих рабов повиновение. Для этого надо было обратить их в христианство. Но распевая псалмы и гимны, негры вносили в них совершенно иную ритмическую пульсацию. О своей невероятно тяжелой жизни они рассказывали в своих песнях – молитвах – спиричуэлсах, обращаясь к Богу.
Но, как и всё остальное, джаз не стоял на месте и появился блюз. Слово "blue" в художественном переводе звучит, как «кошки на душе скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный, печальный характер.
Блюзы – народная песня американских негров с грустным оттенком. Блюзы (грустная музыка) – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком . В этих песнях – исповедях слились и горечь рухнувших надежд, и тоска по утраченной родине, и ненависть к рабскому труду. Блюзом становилось все, на чем останавливался взгляд, о чем болело сердце.
Регтайм ( веселая музыка)– - танцевальная музыка особого склада.
Основой джаза является импровизация.
Импровизация - означает – непредвиденный. Импровизировать – значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное
Ритм доминирует над мелодическим началом.
Средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм.
Излюбленные инструменты современных джазистов: труба, тромбон, рояль, контрабас, саксофон, гитара.
Говоря о джазе, нельзя не назвать имена известных джазистов – Дюк Эллингтон( фортепиано), Луи Армстронг ( труба), Элла Фицджеральд (певица).
Луи Армстронг говорил: « Если вы, слушая эту музыку, не притоптываете ногой, вам никогда не понять, что такое джаз».
С 20 – х годов 20 века джаз приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. История джаза в нашей стране связана с именем Леонида Утесова. Леонид Утёсов – один из первых исполнителей джаза в России.
Джаз на отечественной сцене не вытеснил песню, не стал основой легкой музыки, а был обогащен народными традициями. В 1927 г. в Москве был создан джаз – оркестр Александра Цфасмана.
Сегодняшний мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаём благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение всё большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. (прослушать «Фокстрот» Компанейца).
Вопросы и задания.
Какие инструменты характерны для джаза?
Назовите отечественных исполнителей джаза (не менее трех)
Какой из стилей джаза Вам ближе всего? Обоснуйте свой ответ.
Опера "Кармен" - это опера Ж.Бизе)) к ней ей такое своеобразное вступление - увертюра. хабанера - действительно танец) ария - чаще вокальный номер одного исполнителя, характеризующий его с той или иной стороны. песня - вок.вставка, поясняющая что-либо, как одно-, так и многоголосная, хоровая... каватина - первый сольный номер героя в произведении хоры - хоровые сцены, где поет хор)) танцы - танцевальные сцены, могут сопровождаться пением номера - все вышеперечисленное. т.е. номер - танец критян, номер - хор крепостных, и т.д
В оперном спектакле помимо музыки есть- хореографическое искусство, искусство художников -дерматолог и художников по костюмам; художников- осветителей. Увертюра- это вступление к опере, в ней штрихами рассказывается все содержание оперы; настрой на сюжет. Ария- это сольное вокальное произведение, очень с красивой мелодикой; речитатив - это разговор на музыке, как правило используется в начале арий. Хор - это массовые сцены в опере, хор играет значимую роль в драматургии оперы. Оркестр- играет не только аккомпанирующую роль, но, как правило, музыка, исполняемая оркестром- это самостоятельный "персонаж", самостоятельная мысль в произведении. Успехов!
песня - вок.вставка, поясняющая что-либо, как одно-, так и многоголосная, хоровая...
каватина - первый сольный номер героя в произведении
хоры - хоровые сцены, где поет хор))
танцы - танцевальные сцены, могут сопровождаться пением
номера - все вышеперечисленное. т.е. номер - танец критян, номер - хор крепостных, и т.д