О проблеме добра и зла человечество размышляет много веков. Каждый великий писатель в своем творчестве обращался к этой теме. Слова о доброте и милосердии знакомы каждому. Но очень часто слова так и остаются словами, пусть меняются эпохи, люди остаются прежними. Эгоизм был и остается одной из главных черт характера многих. Между тем именно милосердие делает человека человеком. Готовность сделать что-то хорошее для других показывает величие души человека, заставляет задуматься о том, что такой человек прожил жизнь не зря. Одно из самых наиболее моих любимых произведений – рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор». Это настоящая рождественская история, тем более что все, о чем говорится в рассказе, произошло в самый канун великого праздника. Рассказ Куприна основан на реальных событиях: «… рассказ не есть плод досужего вымысла». Чудесный доктор действительно оказался настолько добр, что целую семью. Сюжет рассказа очень прост. Ситуация характерна не только для конца 19 века, когда рассказ был написан, но и для любого времени. Жизнь простого, маленького человека всегда очень трудна. Любые беды и трудности могут превратить человека в несчастнейшее существо. Именно так произошло с семьей Мерцаловых. Сначала глава семьи, отец нескольких детей, заболел, потом потерял работу, единственный источник своего существования. В результате последовала череда несчастий. Один из детей умер, другие стали страдать от голода и тяжело заболели. Семье Мерцаловых пришлось жить в отвратительной, тесной и сырой каморке. Может показаться, что автор сознательно сгущает краски, описывая заключения семьи. Однако ничего нереального в бедах, которые выпали на долю Мерцаловых, нет. Даже в наше время многим доводится пережить что-то подобное, а что можно говорить о 1897 году, когда был создан этот рассказ… Меня, как читателя, не столько пугают злоключения семьи Мерцаловых, сколько равнодушие и черствость окружающих людей. Ведь они же не одни на целом свете. Но все остальные поглощены своими делами, и никому нет дела до того, что рядом кто-то страдает. Наверняка, рядом с Мерцаловыми были вполне достойные и добрые люди, как это бывает всегда. Но по какой- то причине эти люди не видели, как страдали от голода мальчишки Володя и Гриша, с каким восторгом они наблюдали за яствами за стеклом магазина, как страдала Елизавета Ивановна, когда один ребенок умер, а другой вот-вот готов был отправиться вслед за ним. Однако иногда случается чудо. Ведь именно настоящим чудом можно назвать встречу Мерцалова, готового покончить с жизнью, чтобы прекратить этот кошмар, и профессора Пирогова. Пожилой незнакомец, который оказался доктором, также спешил по своим делам. Он приобрел подарки знакомым детям, о чем простодушно рассказал случайному прохожему, которым оказался Мерцалов. И тот в ярости от того, что другие живут совершенно иной жизнью, чем он и его семья, рассказал обо всех своих злоключениях. Доктор, как и все остальные, мог бы спокойно уйти по своим делам, но он этого не сделал. Он оказался намного добрее и милосерднее, чем большинство окружающих. Эта история внушает надежду на то, что в самых критических ситуациях рядом окажется кто-то, кто сможет В сущности, чудесный доктор не сделал для семьи Мерцаловых ничего особенного. Он просто пришел на в трудную минуту… Но на самом деле именно встреча доктора и Мерцалова привела к заметным изменениям в судьбе целой семьи. Сначала Мерцаловы получили лекарство, которое выписал им незнакомый доктор «по рецепту профессора Пирогова», а также несколько крупных кредитных билетов. Если вдуматься, то на месте доктора мог оказаться любой человек, в чьем сердце есть хоть капля милосердия. Но, увы, люди равнодушно относились к страданиям других. Рассказ Куприна
Общая музыкальная характеристика Симфонии № 5 Л. Бетховена: Эта симфония стала самой популярной в бетховенском наследии. Она была окончена в 1808 году, впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под управлением автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней довольно долго – в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями. В 5 симфонии раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе» . Отличительной особенностью содержания 5 симфонии (в сравнении с другими оркестровыми произведениями, посвященными этой же теме – 3 и 9 симфонии, «Эгмонт») , является проблема рока. Бетховен, обычно скупой на словесные разъяснения, сам указал Шиндлеру на главную тему симфонии, как на звуковой символ судьбы («так судьба стучится в дверь») . «Голос рока» звучит во многих бетховенских произведениях (примером могут служить фортепианные сонаты № 8, 17, 23), но нигде еще тема судьбы не была стержнем всего драматургического развития. 4-частный цикл 5 симфонии, в сравнении с 3-й, отличается еще большей монолитностью, обусловленной: единым замыслом; сквозным развитием ведущего образа – «мотива судьбы» .
Являясь эпиграфом ко всему произведению, он пронизывает симфонию от начала до конца, всякий раз глубоко трансформируясь; наличием предыктовой связки между 3 и 4 частями симфонии, благодаря которой победный марш финала начинается не просто attacca, а сразу с кульминации; ладотональной направленностью от минора к мажору («от мрака к свету») . Тональность финала – C-dur, который «окрашивает» все торжественно-победные эпизоды первых трех частей (реприза I части, маршевая тема Andante, трио III части) . Все эти эпизоды «нацелены» на финал, будучи как бы его предвестниками; интонационными связями между частями. Так, например, c-moll-ный марш из III части повторяется в разработке финала, элементы массовых героических жанров роднят лирику Andante с финалом I часть - Сонатное allegro (c-moll). Ее темп — Allegro con brio, то есть быстро, с огнем. , почти всецело основано на принципе производного контраста. Он ярко проявляется в первой же, знаменитой, теме главной партии. II часть – Andante con moto (неторопливо, с движением) , ля-бемоль мажор, двойные вариации. Эта музыка воспринимается не столько как осмысление событий, сколько является предчувствием будущего III часть - Allegro, до минор, скерцо. В ее беспокойной и суровой музыке нет ни танцевальности, ни веселья (за исключением трио в характере народного танца) . Это еще одна схватка с роком, о чем говорит и возвращение исходной тональности, и развитие «мотива судьбы» . Последняя часть симфонии ( финал). Финал написан в форме сонатного аллегро становится ее праздничной кульминацией. Отличительной особенностью тематизма финала является теснейшая связь с музыкой французской революции: героическими песнями и маршами, массовыми хороводными танцами, воинственными фанфарами, победными кличами, пафосом ораторской речи. Четыре части симфонии — это как бы различные этапы борьбы. Благодаря этому симфония приобретает сюжетность, «программность» . А это обстоятельство, в свою очередь, делает музыку Бетховена более понятной Наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала стали со своих мест и отдали честь
Эта симфония стала самой популярной в бетховенском наследии. Она была окончена в 1808 году, впервые исполнена в Вене в декабре этого же года под управлением автора, одновременно с 6 симфонией. Композитор работал над ней довольно долго – в течение четырех лет, параллельно с 4 и 6 симфониями. В 5 симфонии раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе» .
Отличительной особенностью содержания 5 симфонии (в сравнении с другими оркестровыми произведениями, посвященными этой же теме – 3 и 9 симфонии, «Эгмонт») , является проблема рока. Бетховен, обычно скупой на словесные разъяснения, сам указал Шиндлеру на главную тему симфонии, как на звуковой символ судьбы («так судьба стучится в дверь») . «Голос рока» звучит во многих бетховенских произведениях (примером могут служить фортепианные сонаты № 8, 17, 23), но нигде еще тема судьбы не была стержнем всего драматургического развития.
4-частный цикл 5 симфонии, в сравнении с 3-й, отличается еще большей монолитностью, обусловленной:
единым замыслом; сквозным развитием ведущего образа – «мотива судьбы» .
Являясь эпиграфом ко всему произведению, он пронизывает симфонию от начала до конца, всякий раз глубоко трансформируясь;
наличием предыктовой связки между 3 и 4 частями симфонии, благодаря которой победный марш финала начинается не просто attacca, а сразу с кульминации; ладотональной направленностью от минора к мажору («от мрака к свету») . Тональность финала – C-dur, который «окрашивает» все торжественно-победные эпизоды первых трех частей (реприза I части, маршевая тема Andante, трио III части) . Все эти эпизоды «нацелены» на финал, будучи как бы его предвестниками; интонационными связями между частями. Так, например, c-moll-ный марш из III части повторяется в разработке финала, элементы массовых героических жанров роднят лирику Andante с финалом
I часть - Сонатное allegro (c-moll). Ее темп — Allegro con brio, то есть быстро, с огнем. , почти всецело основано на принципе производного контраста. Он ярко проявляется в первой же, знаменитой, теме главной партии.
II часть – Andante con moto (неторопливо, с движением) , ля-бемоль мажор, двойные вариации. Эта музыка воспринимается не столько как осмысление событий, сколько является предчувствием будущего
III часть - Allegro, до минор, скерцо. В ее беспокойной и суровой музыке нет ни танцевальности, ни веселья (за исключением трио в характере народного танца) . Это еще одна схватка с роком, о чем говорит и возвращение исходной тональности, и развитие «мотива судьбы» .
Последняя часть симфонии ( финал). Финал написан в форме сонатного аллегро становится ее праздничной кульминацией. Отличительной особенностью тематизма финала является теснейшая связь с музыкой французской революции: героическими песнями и маршами, массовыми хороводными танцами, воинственными фанфарами, победными кличами, пафосом ораторской речи.
Четыре части симфонии — это как бы различные этапы борьбы. Благодаря этому симфония приобретает сюжетность, «программность» . А это обстоятельство, в свою очередь, делает музыку Бетховена более понятной
Наполеоновские гренадеры, посетившие концерт в Вене, при первых звуках финала стали со своих мест и отдали честь