Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период не менее богатый, но более сложный. Именно в 90-е годы ХIХ и в начале первого десятилетия ХХ века были созданные лучшие, вершинные сочинения П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова. Но до этого времени не дожили М.П.Мусоргский и А.П.Бородин, а в 1893 году умирает и П.И.Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С.Танеев, А.Глазунов, С.Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы.
В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Таков был Скрябин, несколько позднее Стравинский, а в годы первой мировой войны – Прокофьев. Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл и Беляевский кружок. Этот кружок в 80—90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.
Музыкальная культура развивалась и в других странах, например, во Франции, в Чехии, в Норвегии.
Во Франции возникает стиль музыкального импрессионизма и символизма. Его создателем является композитор Клод Ашиль Дебюсси. Черты импрессионизма, как одного из ведущих музыкальных направлений начала 20 в., нашли выражение в сочинениях М.Равеля, Ф.Пуленка, О.Респиги и даже в творчестве русских композиторов.
ответ:Тема I четверти: “Искусство в жизни современного человека”.
Тема урока: «Что значит современность в музыке?»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».
Задачи:
Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку и современности на основе проблемности урока.
осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
развитию монологической речи обучающихся.
Оборудование и наглядные пособия:
Презентация урока.
Текст песни: «Люди идут по свету».
Музыкальная драматургия урока:
Примеры современных песен (по желанию учащихся), тексты – слушание, размышления.
«Слово мама дорогое» русская народная песня – слушание.
И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор – слушание.
Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» в современной обработке - слушание.
«Люди идут по свету» Н. Ченборисовой – исполнение.
ХОД УРОКА
I. Этап организации класса. Музыкальное приветствие. Обеспечение мотивации.
УЧИТЕЛЬ: Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)
Современная музыка, современность, современники…
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд № 1
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1. Постановка проблемных вопросов:
Может ли быть классической современная музыка?
Современна ли народная песня?
Можем ли мы воспринимать композиторов эпох как своих современников?
2. Проверка домашнего задания:
УЧИТЕЛЬ: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
Учащиеся представляют свою любимую музыку.
Анализируют, доказывают актуальность и современность.
Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).
Слайд №3 («Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке» - Р. Щедрин)
УЧИТЕЛЬ: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
Может ли быть классической современная музыка?
После размышлений, вывод делают сами школьники.
Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)
Возможные вопросы:
Глубокие корни – долго живут в народе… почему???
Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
Почему так долго живут народные песни?
Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений.
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).
«Слово мама дорогое» - слушание народной песни.
Что почувствовали?
В чём сила? Почему волнует наши чувства?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о главном, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) - период не менее богатый, но более сложный. Именно в 90-е годы ХIХ и в начале первого десятилетия ХХ века были созданные лучшие, вершинные сочинения П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова. Но до этого времени не дожили М.П.Мусоргский и А.П.Бородин, а в 1893 году умирает и П.И.Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С.Танеев, А.Глазунов, С.Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы.
В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Таков был Скрябин, несколько позднее Стравинский, а в годы первой мировой войны – Прокофьев. Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл и Беляевский кружок. Этот кружок в 80—90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.
Музыкальная культура развивалась и в других странах, например, во Франции, в Чехии, в Норвегии.
Во Франции возникает стиль музыкального импрессионизма и символизма. Его создателем является композитор Клод Ашиль Дебюсси. Черты импрессионизма, как одного из ведущих музыкальных направлений начала 20 в., нашли выражение в сочинениях М.Равеля, Ф.Пуленка, О.Респиги и даже в творчестве русских композиторов.
ответ:Тема I четверти: “Искусство в жизни современного человека”.
Тема урока: «Что значит современность в музыке?»
Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.
Цель: обобщить и систематизировать полученные знания по теме «Что значит современность в музыке».
Задачи:
Создать организационные и содержательные условия для развития у школьников умения анализировать музыку и современности на основе проблемности урока.
осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения.
развитию монологической речи обучающихся.
Оборудование и наглядные пособия:
Презентация урока.
Текст песни: «Люди идут по свету».
Музыкальная драматургия урока:
Примеры современных песен (по желанию учащихся), тексты – слушание, размышления.
«Слово мама дорогое» русская народная песня – слушание.
И.С. Бах «Токката и фуга» ре минор – слушание.
Людвиг ван Бетховен «Лунная соната» в современной обработке - слушание.
«Люди идут по свету» Н. Ченборисовой – исполнение.
ХОД УРОКА
I. Этап организации класса. Музыкальное приветствие. Обеспечение мотивации.
УЧИТЕЛЬ: Можно ли прожить в современном мире без музыки? Какая музыка звучит? (разная: разных направлений, т.п.)
Современная музыка, современность, современники…
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
Открывается презентация урока. Слайд № 1
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Слайд № 2 (Проблемные вопросы)
1. Постановка проблемных вопросов:
Может ли быть классической современная музыка?
Современна ли народная песня?
Можем ли мы воспринимать композиторов эпох как своих современников?
2. Проверка домашнего задания:
УЧИТЕЛЬ: Музыка – часть жизни каждого человека. Какая музыка является частью вашей жизни? (Проверка Д/З.)
Д/задание: Проанализируйте любимую музыку с художественной точки зрения. Будет ли она современной лет через какое-то время? Почему?
Учащиеся представляют свою любимую музыку.
Анализируют, доказывают актуальность и современность.
Презентация современной музыки (слушание, комментарий, решение проблемных вопросов).
Слайд №3 («Именно музыка призвана пробуждать лучшее, что есть в человеке» - Р. Щедрин)
УЧИТЕЛЬ: Есть музыка, которая пишется сегодня, а завтра – уже мёртвая, потому что не отображает главное содержание современности.
Может ли быть классической современная музыка?
После размышлений, вывод делают сами школьники.
Слайд №4 (Проблемные вопросы, в т.ч.: современна ли народная песня?)
Слайд №5 (иллюстрация «народная песня»)
Возможные вопросы:
Глубокие корни – долго живут в народе… почему???
Что отражается в народных песнях?
(… глубоко и правдиво отразилась жизнь народа с древнейших времён до наших дней)
Если песни никто не записывал, то почему же они сохранились до наших дней?
Они хранятся в памяти народной и передаются из уст в уста).
Почему так долго живут народные песни?
Народные песни полны мудрости, правды и красоты. В них вложен талант и ум многих поколений.
Слайд № 6 (народная песня сегодня)
Кто сегодня пропагандирует, популяризирует народные песни? Назовите исполнителей!
Слайд №7 (Русская народная песня «Слово мама дорогое». Исполняет семейный дуэт «Хмель»).
«Слово мама дорогое» - слушание народной песни.
Что почувствовали?
В чём сила? Почему волнует наши чувства?
ВЫВОД: Музыка волнует наши чувства. На эту музыку откликается наша душа, ибо она о главном, о самом дорогом в жизни каждого на все времена.
Слайд №8 (проблемные вопросы)
Объяснение: