Мюзикл - дитя XX столетия. Его историю можно разделить на два периода. Первый период (1900-1930) характеризуется произведениями, которые носят явно выраженный развлекательный характер. Эти произведения должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени. Второй период связан с экономическим кризисом 1929 г. Серьёзными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке – “Цветущая девушка” Гарольда Арлена ( 1946 г), вторая мировая война – “Юг Тихого океана” Ричарда Роджерса ( 1948 г.). Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. В этот период появляются такие признанные шедевры как “Целуй меня Кейт” Коула Портера и “Моя прекрасная леди” Фредерика Лоу. Во второй половине XX столетия мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. В Англии появляется произведение, завоевавшее всемирное признание – мюзикл “Оливер” Л. Барта. Опытом западных коллег воспользовались и русские композиторы, создавшие ряд удачных мюзиклов. 24 декабря 1934 г. – премьера музыкальной комедии режиссера Г.Александрова и композитора И.Дунаевского “Веселые ребята”. За ней последовали новые работы этих же авторов – “Цирк” 1936 г., “Волга-Волга” 1938 г., “Светлый путь” 1940 г., “Весна” 1946 г. Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60-70 годы, когда появились такие композиторы как Геннадий Гладков, Максим Дунаевский, Алексей Рыбников, и т.д.
-х лет обучать музыке и сценическому искусству 50 воспитанников дома обоего пола, а потом предоставить им оплачиваемые места в своем театре. В том же году основана первая у нас специальная школа сценического и музыкального искусства - театральное училище. В шляхетском кадетском корпусе кадеты обучались пению и игре на разных инструментах; певческий хор корпуса славился в городе; для занятий с ним приглашен был Бортнянский. В Смольном институте, воспитательном доме, Московском университете и других учебных заведениях также устраивались воспитанниками концерты. Наследник престола великий князь Павел Петрович учился играть на клавикордах. Распространение музыкального образования (хотя бы и очень легкого и поверхностного) в широкой массе общества вызвало появление ряда переводных руководств, в том числе первого у нас "Верного наставления в сочинении генерал-баса" (сочинения Келнера, перевод с немецкого Зубрилова, Москва, 1791). Плодом вышеизображенного широкого насаждения музыкального "художества" является музыкальный дилетантизм, наложивший свой отпечаток на историю нашей музыки и в текущем столетии, но служивший хорошей подготовительной ступенью для более серьезных занятий искусством. Явились недурные певцы- и певицы-дилетанты, хорошие любительницы-музыкантши вроде княгини Дашковой , дилетанты-композиторы вроде князей Белосельского и Горчакова. Возникает довольно многочисленная литература музыкальных альманахов, образчиком которой могут служить: "Музыкальные увеселения, содержащие в себе оды, песни Российские, как духовные так и светские, арии, дуэты польские и пр." (см. об этой литературе брошюру графа Лисовского : "Музыкальные альманахи XVIII столетия", Санкт-Петербург, 1882). Появляется, вместе с интересом к народной жизни, быту, преданиям, и ряд сборников народных песен, между которыми самое видное место занимает сборник Львова и Прача , ("Собрание народных русских песен с их голосами", Санкт-Петербург, 1790; 2-е изд., испр. и доп., 1805; 3-е - 1815; 4-е - 1897). В это же время начинают появляться и обработки малорусских песен ("Малороссийская песня: на бережку уставка", Москва, 1794). Царствование Павла I не внесло ничего нового в историю нашей музыки. Сам император был довольно равнодушен к музыке. Заметив "превеликую толпу" музыкантов Преображенского полка, Павел отобрал из них по два лучших валторниста и кларнетиста и одного лучшего фаготиста, приказав в будущее время ограничить этим состав полкового оркестра, остальных же музыкантов перечислил в строевые солдаты. Вслед за этим издан был приказ, чтобы полковые оркестры не превышали числом 5 человек; на всю артиллерию оставлялось только 7 человек музыкантов. В театрах при Павле продолжала господствовать иностранная опера, итальянская и французская, причем заметно ослабление первой и усиление второй. В репертуаре большой разницы с времен Екатерины не замечается: новые произведения итальянской школы принадлежали почти тем же композиторам, пьесы которых ставились в предыдущее царствование; из французских больше, чем при Екатерине поставлено опер Гретри и Далейрака; из немецких находим две оперы Моцарта и одну Глука - композиторов, совершенно отсутствовавших в екатерининском репертуаре: вообще репертуар имеет несколько более серьезный характер. При императоре Павле запрещен был ввоз нот из-за границы и отменено обучение музыке в тех институтах, где учились девушки не дворянского происхождения. Последняя мера исходила от императрицы Марии Федоровны, высказавшей в 1797 г. мысль, что обучение музыке и танцам, "будучи существенным требованием в воспитании девицы благородной, становится не только вредным, но даже гибельным для мещанки и может увлечь ее в общества, опасные для добродетели". Литература. Ф. Кони , "Начало драмы, оперы и балета в России" ("Пантеон", 1847); Г. Геннади , "Библиографические указания об операх в России в XVIII веке" ("Русская Сцена", 1865, № 4, 5); Михневич, "Исторические этюды русской жизни. Том I. Очерк истории музыки в России в культурно-историческом отношении" (Санкт-Петербург, 1879); Танеев , "Публичные концерты и балы в столицах" ("Русский Архив", 1885, том II, 442 - 446); Светлов, "Русская опера в XVIII столетии" (2-е книги "приложений" к "Ежегоднику Императорских Театров", 1897 - 98). Новые издания русских опер века, сделанные Юргенсоном (Москва, 1895). Из старых изданий имеется еще: "Музыка оперы комическая Горе Богатыря Косометовича сочинение Мартина, для клавир с голосами, переложенная Прачем" (Санкт-Петербург, 1789). Ср. "Каталог" Смирдина , № 5416.
Мюзикл - дитя XX столетия. Его историю можно разделить на два периода. Первый период (1900-1930) характеризуется произведениями, которые носят явно выраженный развлекательный характер. Эти произведения должны были удовлетворять спрос преуспевающего бизнесмена того времени. Второй период связан с экономическим кризисом 1929 г. Серьёзными становятся темы и сюжеты: гражданская война в Америке – “Цветущая девушка” Гарольда Арлена ( 1946 г), вторая мировая война – “Юг Тихого океана” Ричарда Роджерса ( 1948 г.). Послевоенные десятилетия стали для мюзикла триумфом. Он шагнул за пределы Америки и отправился покорять мир. В этот период появляются такие признанные шедевры как “Целуй меня Кейт” Коула Портера и “Моя прекрасная леди” Фредерика Лоу. Во второй половине XX столетия мюзикл проникает на театральные подмостки Европы. В Англии появляется произведение, завоевавшее всемирное признание – мюзикл “Оливер” Л. Барта. Опытом западных коллег воспользовались и русские композиторы, создавшие ряд удачных мюзиклов. 24 декабря 1934 г. – премьера музыкальной комедии режиссера Г.Александрова и композитора И.Дунаевского “Веселые ребята”. За ней последовали новые работы этих же авторов – “Цирк” 1936 г., “Волга-Волга” 1938 г., “Светлый путь” 1940 г., “Весна” 1946 г. Период высшего расцвета отечественного мюзикла приходится на 60-70 годы, когда появились такие композиторы как Геннадий Гладков, Максим Дунаевский, Алексей Рыбников, и т.д.
-х лет обучать музыке и сценическому искусству 50 воспитанников дома обоего пола, а потом предоставить им оплачиваемые места в своем театре. В том же году основана первая у нас специальная школа сценического и музыкального искусства - театральное училище. В шляхетском кадетском корпусе кадеты обучались пению и игре на разных инструментах; певческий хор корпуса славился в городе; для занятий с ним приглашен был Бортнянский. В Смольном институте, воспитательном доме, Московском университете и других учебных заведениях также устраивались воспитанниками концерты. Наследник престола великий князь Павел Петрович учился играть на клавикордах. Распространение музыкального образования (хотя бы и очень легкого и поверхностного) в широкой массе общества вызвало появление ряда переводных руководств, в том числе первого у нас "Верного наставления в сочинении генерал-баса" (сочинения Келнера, перевод с немецкого Зубрилова, Москва, 1791). Плодом вышеизображенного широкого насаждения музыкального "художества" является музыкальный дилетантизм, наложивший свой отпечаток на историю нашей музыки и в текущем столетии, но служивший хорошей подготовительной ступенью для более серьезных занятий искусством. Явились недурные певцы- и певицы-дилетанты, хорошие любительницы-музыкантши вроде княгини Дашковой , дилетанты-композиторы вроде князей Белосельского и Горчакова. Возникает довольно многочисленная литература музыкальных альманахов, образчиком которой могут служить: "Музыкальные увеселения, содержащие в себе оды, песни Российские, как духовные так и светские, арии, дуэты польские и пр." (см. об этой литературе брошюру графа Лисовского : "Музыкальные альманахи XVIII столетия", Санкт-Петербург, 1882). Появляется, вместе с интересом к народной жизни, быту, преданиям, и ряд сборников народных песен, между которыми самое видное место занимает сборник Львова и Прача , ("Собрание народных русских песен с их голосами", Санкт-Петербург, 1790; 2-е изд., испр. и доп., 1805; 3-е - 1815; 4-е - 1897). В это же время начинают появляться и обработки малорусских песен ("Малороссийская песня: на бережку уставка", Москва, 1794). Царствование Павла I не внесло ничего нового в историю нашей музыки. Сам император был довольно равнодушен к музыке. Заметив "превеликую толпу" музыкантов Преображенского полка, Павел отобрал из них по два лучших валторниста и кларнетиста и одного лучшего фаготиста, приказав в будущее время ограничить этим состав полкового оркестра, остальных же музыкантов перечислил в строевые солдаты. Вслед за этим издан был приказ, чтобы полковые оркестры не превышали числом 5 человек; на всю артиллерию оставлялось только 7 человек музыкантов. В театрах при Павле продолжала господствовать иностранная опера, итальянская и французская, причем заметно ослабление первой и усиление второй. В репертуаре большой разницы с времен Екатерины не замечается: новые произведения итальянской школы принадлежали почти тем же композиторам, пьесы которых ставились в предыдущее царствование; из французских больше, чем при Екатерине поставлено опер Гретри и Далейрака; из немецких находим две оперы Моцарта и одну Глука - композиторов, совершенно отсутствовавших в екатерининском репертуаре: вообще репертуар имеет несколько более серьезный характер. При императоре Павле запрещен был ввоз нот из-за границы и отменено обучение музыке в тех институтах, где учились девушки не дворянского происхождения. Последняя мера исходила от императрицы Марии Федоровны, высказавшей в 1797 г. мысль, что обучение музыке и танцам, "будучи существенным требованием в воспитании девицы благородной, становится не только вредным, но даже гибельным для мещанки и может увлечь ее в общества, опасные для добродетели". Литература. Ф. Кони , "Начало драмы, оперы и балета в России" ("Пантеон", 1847); Г. Геннади , "Библиографические указания об операх в России в XVIII веке" ("Русская Сцена", 1865, № 4, 5); Михневич, "Исторические этюды русской жизни. Том I. Очерк истории музыки в России в культурно-историческом отношении" (Санкт-Петербург, 1879); Танеев , "Публичные концерты и балы в столицах" ("Русский Архив", 1885, том II, 442 - 446); Светлов, "Русская опера в XVIII столетии" (2-е книги "приложений" к "Ежегоднику Императорских Театров", 1897 - 98). Новые издания русских опер века, сделанные Юргенсоном (Москва, 1895). Из старых изданий имеется еще: "Музыка оперы комическая Горе Богатыря Косометовича сочинение Мартина, для клавир с голосами, переложенная Прачем" (Санкт-Петербург, 1789). Ср. "Каталог" Смирдина , № 5416.