ХТК - "Хорошо темперированный клавир". Когда-то клавикорды и клавесины настраивались иначе, чем современные фортепиано. Поэтому на них невозможно было исполнять произведения в любой тональности. И вот был изобретён "Равномерно темперированный строй" в котором октава была разделена на 12 равных полутона. Чтобы показать все преимущества нового строя и был написан ХТК.
Кстати, 1-ый том был окончен Бахом в 1722 г. А 2-ой появился в 1744 г. под названием "24 новые прелюдии и фуги". Решение объединить их в 2 тома пришло позднее.
Так как существует 12 нот (до, до#, ре, ре# и так до си), а от каждой ноты можно образовать мажорную и минорную тональность, то получается 24 тональности. Для каждой тональности в ХТК написана 1 прелюдия и 1 фуга.
Расположены произведения следующим образом: 1) до мажор, прелюдия, фуга; 2) до минор, прелюдия, фуга; 3) до# мажор, прелюдия, фуга; 4) до# минор, прелюдия, фуга... и так до си минора.
Прелюдию и фугу в каждой паре объединяет в первую очередь тональность. Кроме того, несмотря на разнообразие темпов и настроений, в каждой паре прелюдия-фуга существуют тонкие внутренние связи, уловить которые можно внимательно слушая музыку.
Различие прелюдии и фуги. Прелюдия - короткое музыкальное произведение, не имеющие строгой формы. Их использовали, как небольшие произведения, предшествующие более сложному и развернутому музыкальному произведению, откуда и название - "прелюдия". Позже их стали сочинять, как самостоятельные произведения. Фуга же - наивысшая форма полифонической музыки. Она подчиняется строгим законам многоголосия, когда каждый голос повторяет в основном или изменённом виде тему, заданную в самом начале.
Ум.53 строится: -на VII ступени в натуральном мажоре (разрешается в б.3) и гармоническом миноре (разрешается в м.3) -на II ступени в гармоническом мажоре (разрешается в м.3) и натуральном миноре (разрешается в б.3)
Кстати, 1-ый том был окончен Бахом в 1722 г. А 2-ой появился в 1744 г. под названием "24 новые прелюдии и фуги". Решение объединить их в 2 тома пришло позднее.
Так как существует 12 нот (до, до#, ре, ре# и так до си), а от каждой ноты можно образовать мажорную и минорную тональность, то получается 24 тональности. Для каждой тональности в ХТК написана 1 прелюдия и 1 фуга.
Расположены произведения следующим образом: 1) до мажор, прелюдия, фуга; 2) до минор, прелюдия, фуга; 3) до# мажор, прелюдия, фуга; 4) до# минор, прелюдия, фуга... и так до си минора.
Прелюдию и фугу в каждой паре объединяет в первую очередь тональность. Кроме того, несмотря на разнообразие темпов и настроений, в каждой паре прелюдия-фуга существуют тонкие внутренние связи, уловить которые можно внимательно слушая музыку.
Различие прелюдии и фуги. Прелюдия - короткое музыкальное произведение, не имеющие строгой формы. Их использовали, как небольшие произведения, предшествующие более сложному и развернутому музыкальному произведению, откуда и название - "прелюдия". Позже их стали сочинять, как самостоятельные произведения. Фуга же - наивысшая форма полифонической музыки. Она подчиняется строгим законам многоголосия, когда каждый голос повторяет в основном или изменённом виде тему, заданную в самом начале.
-на VII ступени в натуральном мажоре (разрешается в б.3) и гармоническом миноре (разрешается в м.3)
-на II ступени в гармоническом мажоре (разрешается в м.3) и натуральном миноре (разрешается в б.3)
1. C-dur.
ум.53(нат.): си-ре-фа⇒до-до-ми
ум.53(гарм.): ре-фа-ля♭⇒ми-ми-соль
a-moll.
ум.53(нат.): си-ре-фа⇒до-до-ми
ум.53(гарм): соль#-си-ре⇒ля-ля-до
2. G-dur.
ум.53(нат.): фа#-ля-до⇒соль-соль-си
ум.53(гарм.): ля-до-ми♭⇒си-си-ре
e-moll.
ум.53(нат.): фа#-ля-до⇒соль-соль-си
ум.53(гарм.): ре#-фа#-ля⇒ми-ми-соль
3. D-dur.
ум.53(нат.): до#-ми-соль⇒ре-ре-фа#
ум.53(гарм.): ми-соль-си♭⇒фа#-фа#-ля
h-moll.
ум.53(нат.): до#-ми-соль⇒ре-ре-фа#
ум.53(гарм.): ля#-до#-ми⇒си-си-ре
4. A-dur.
ум.53(нат.): соль#-си-ре⇒ля-ля-до#
ум.53(гарм.): си-ре-фа♮⇒до#-до#-ми
fis-moll.
ум.53(нат.): соль#-си-ре⇒ля-ля-до#
ум.53(гарм.): ми#-соль#-си⇒фа#-фа#-ля
5. E-dur.
ум.53(нат.): ре#-фа#-ля⇒ми-ми-соль#
ум.53(гарм.): фа#-ля-до♮⇒соль#-соль#-си
cis-moll.
ум.53(нат.): ре#-фа#-ля⇒ми-ми-соль#
ум.53(гарм.): си#-ре#-фа#⇒до#-до#-ми