После морской службы Римский-Корсаков возвращается в кружок Балакирева, где знакомится с его новым участником – профессиональным химиком и начинающим композитором Александром Порфирьевичем Бородиным. Николай Андреевич продолжает работу над Первой симфонией, и в этом же году ее первая редакция была исполнена под управлением Балакирева.
Затем появились «Увeртюрa нa тpи руccкие тeмы» (1866 год) и «Сeрбскaя фaнтaзия» (1867 год). В них явно просматривается славянская тематика, что было характерно для всего творчества Римского-Корсакова.
Написанную в 1867 году музыкальную картину «Сaдкo» можно назвать этапной в творчестве композитора. Это первое программное произведение Николая Андреевича, и именно здесь он впервые обращается к сказочной тематике.
В дальнейшем сказка станет самой распространенной темой его программных произведений и опер. В этом же произведении композитор впервые использует такую музыкальную фигуру, как последовательность тон-полутон, в дальнейшем названную «Гаммой Римского-Корсакова». Ранее она встречалась в западноевропейской музыке (например, у Ференца Листа и Фредерика Шопена).
Начиная с 1871 года Николай Андреевич – профессор Петербургской консерватории по специальности инструментовки, теории музыки и сочинения. Спустя год в Мариинском театре с успехом состоялась премьера его первой оперы “Пскoвитянкa”.
В 1880-х годах Римский-Корсаков много времени уделял работе над симфониями. Именно тогда появляется на свет его крупнейшее симфоническое произведение – сюита «Шехeрезaда». Начиная с тех лет Николай Андреевич встает во главе “новой русской школы”, зародившейся в кружке Балакирева в 60-х годах.
Вообще, основным в творчестве Римского-Корсакова был оперный жанр. Именно в операх он наиболее полно раскрывал глубину народных тем, сказок и песен. Такие шедевры, как «Мaйскaя нoчь» по Н. В. Гоголю, «Снeгурoчка» по А.Н.Островскому, «Нoчь пeред Рoждествoм» по Н. В. Гоголю, “Цaрскaя нeвeста” по Мею, “Скaзка o цaре Сaлтане” по А. С. Пушкину стали блестящими примерами реализации народных тем в оперном жанре.
Не была забыта и морская тематика. Впечатления Николая Андреевича, оставшиеся от морской службы, нашли яркое отражение в его симфонической сюите «Шeхерезaда», прелюдии-кантате «Из Гoмерa», операх «Сaдкo» и «Скaзкa o цaре Сaлтанe».
Камерно-вокальная лирика также занимает значительное место в творчестве Римского-Корсакова. Он создал 79 романсов, и в их числе вокальные циклы «Вeснoй», «Пoэту», «У мoря».
Во время Революции 1905-1907 годов Римский-Корсаков активно поддерживал требования бастующих студентов. В связи с этим он был уволен из Консерватории, в которую вернулся лишь после смены руководства.
Великий русский композитор ушел из жизни 8 (21) июня 1908 года в усадьбе Любенск, недалеко от города Луги в Санкт-Петербургской губернии.
Родился 6 января 1872 г. (по новому стилю) в Москве в семье дипломата. В 1882 г. поступил во 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно занимался музыкой (пианисткой была мать Скрябина) и после окончания корпуса (1889 г.) поступил в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям — композиция и фортепиано. Завершив учёбу в 1892 г., Скрябин уехал за границу. Пять лет давал концерты, гастролируя по странам Европы. Талант его как пианиста быстро был оценён — по возвращении в Россию Александр Николаевич получил должность профессора Московской консерватории по классу фортепиано, которую занимал с 1898 по 1903 г. В своём композиторском творчестве Скрябин вначале также отдавал предпочтение именно фортепианной музыке. Для фортепиано им создано 10 сонат (1892—1913 гг.), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий и др. В 1900 г. он обратился к симфонической музыке, при этом ставил себе не только композиторские, но и глобальные философские задачи. Глубокая вера в преобразовательную силу искусства воплотилась в Первую симфонию (1900 г.). Вторая симфония была написана в 1901 г., а в 1904 г. появилась Третья симфония, названная автором «Божественной поэмой». Вершина симфонического творчества Скрябина — «Поэма экстаза» (1907 г.) и «Прометей» («Поэма огня», 1910 г.). «Прометей» стал одним из самых необычных произведений в истории музыки — в нём есть партии для симфонического оркестра, солирующего фортепиано, хора и света. Скрябин впервые представил синтез музыки и света, доказывая существование так называемого цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит). Вообще, композитор стремился к слиянию всех искусств. Венцом реализации этой грандиозной идеи должна была явиться задуманная им «Мистерия»: в ней предполагалось соединить музыку, поэзию, танец,свет, архитектуру и театральное действо. Воплотить в жизнь смелый замысел Скрябину не удалось — он начал работать над «Мистерией», но 27 апреля 1915 г. трагически погиб в Москве от заражения крови, причиной которого послужила случайная царапина. Новаторские идеи Скрябина оказали значительное влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.
Затем появились «Увeртюрa нa тpи руccкие тeмы» (1866 год) и «Сeрбскaя фaнтaзия» (1867 год). В них явно просматривается славянская тематика, что было характерно для всего творчества Римского-Корсакова.
Написанную в 1867 году музыкальную картину «Сaдкo» можно назвать этапной в творчестве композитора. Это первое программное произведение Николая Андреевича, и именно здесь он впервые обращается к сказочной тематике.
В дальнейшем сказка станет самой распространенной темой его программных произведений и опер. В этом же произведении композитор впервые использует такую музыкальную фигуру, как последовательность тон-полутон, в дальнейшем названную «Гаммой Римского-Корсакова». Ранее она встречалась в западноевропейской музыке (например, у Ференца Листа и Фредерика Шопена).
Начиная с 1871 года Николай Андреевич – профессор Петербургской консерватории по специальности инструментовки, теории музыки и сочинения. Спустя год в Мариинском театре с успехом состоялась премьера его первой оперы “Пскoвитянкa”.
В 1880-х годах Римский-Корсаков много времени уделял работе над симфониями. Именно тогда появляется на свет его крупнейшее симфоническое произведение – сюита «Шехeрезaда». Начиная с тех лет Николай Андреевич встает во главе “новой русской школы”, зародившейся в кружке Балакирева в 60-х годах.
Вообще, основным в творчестве Римского-Корсакова был оперный жанр. Именно в операх он наиболее полно раскрывал глубину народных тем, сказок и песен. Такие шедевры, как «Мaйскaя нoчь» по Н. В. Гоголю, «Снeгурoчка» по А.Н.Островскому, «Нoчь пeред Рoждествoм» по Н. В. Гоголю, “Цaрскaя нeвeста” по Мею, “Скaзка o цaре Сaлтане” по А. С. Пушкину стали блестящими примерами реализации народных тем в оперном жанре.
Не была забыта и морская тематика. Впечатления Николая Андреевича, оставшиеся от морской службы, нашли яркое отражение в его симфонической сюите «Шeхерезaда», прелюдии-кантате «Из Гoмерa», операх «Сaдкo» и «Скaзкa o цaре Сaлтанe».
Камерно-вокальная лирика также занимает значительное место в творчестве Римского-Корсакова. Он создал 79 романсов, и в их числе вокальные циклы «Вeснoй», «Пoэту», «У мoря».
Во время Революции 1905-1907 годов Римский-Корсаков активно поддерживал требования бастующих студентов. В связи с этим он был уволен из Консерватории, в которую вернулся лишь после смены руководства.
Великий русский композитор ушел из жизни 8 (21) июня 1908 года в усадьбе Любенск, недалеко от города Луги в Санкт-Петербургской губернии.
В 1882 г. поступил во 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно занимался музыкой (пианисткой была мать Скрябина) и после окончания корпуса (1889 г.) поступил в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям — композиция и фортепиано.
Завершив учёбу в 1892 г., Скрябин уехал за границу. Пять лет давал концерты, гастролируя по странам Европы. Талант его как пианиста быстро был оценён — по возвращении в Россию Александр Николаевич получил должность профессора Московской консерватории по классу фортепиано, которую занимал с 1898 по 1903 г.
В своём композиторском творчестве Скрябин вначале также отдавал предпочтение именно фортепианной музыке. Для фортепиано им создано 10 сонат (1892—1913 гг.), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий и др.
В 1900 г. он обратился к симфонической музыке, при этом ставил себе не только композиторские, но и глобальные философские задачи. Глубокая вера в преобразовательную силу искусства воплотилась в Первую симфонию (1900 г.). Вторая симфония была написана в 1901 г., а в 1904 г. появилась Третья симфония, названная автором «Божественной поэмой».
Вершина симфонического творчества Скрябина — «Поэма экстаза» (1907 г.) и «Прометей» («Поэма огня», 1910 г.).
«Прометей» стал одним из самых необычных произведений в истории музыки — в нём есть партии для симфонического оркестра, солирующего фортепиано, хора и света.
Скрябин впервые представил синтез музыки и света, доказывая существование так называемого цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит). Вообще, композитор стремился к слиянию всех искусств.
Венцом реализации этой грандиозной идеи должна была явиться задуманная им «Мистерия»: в ней предполагалось соединить музыку, поэзию, танец,свет, архитектуру и театральное действо. Воплотить в жизнь смелый замысел Скрябину не удалось — он начал работать над «Мистерией», но 27 апреля 1915 г. трагически погиб в Москве от заражения крови, причиной которого послужила случайная царапина.
Новаторские идеи Скрябина оказали значительное влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства.