Знаки альтерации В переводе с латинского языка слово альтерация означает “изменение”. Значение этого слова в музыке носит практически такой же характер, ведь с знаков альтерации можно изменить высоту любого основного звука в звукоряде. Первым делом рассмотрим знак диез, который повышает ступень звуков на один полутон, и выглядит так - . Например, в случае, когда необходимо извлечь и записать звук, который находится между нотами до и ре (выше ноты “до” на полтона), используется знак диез. Такая нота носит название до-диез и на нотном стане выглядит примерно так: Вторым по счету знаком альтерации является бемоль. В отличие от диеза он наоборот понижает звучание определенной ноты на полтона. В нотной записи обозначается как символ . К примеру, когда нам необходимо извлечь и записать звук между нотами ре и ми (который ниже на один полутон, чем нота ми), нужно слева приписать к ноте знак , получив при этом дополнительный звук – ми-бемоль. Если приписать к ноте ре, то без сомнений получим ноту ре-бемоль и т.д. С вышеописанных знаков альтерации все пять дополнительных звуков получают свои специальные названия. Также следует отметить, что названия у одних и тех же дополнительных звуков могут быть разными, и зависят от поставленного перед ними знака. Например, одинаковыми являются звуки до-диез и ре-бемоль или соль-диез и ля-бемоль. Такой эффект в музыке получил название - энгармонизм. Разница между двумя названиями и выбор, который композиторы делают в пользу того или иного названия дополнительной ноты, связан с определенными законами музыки. Данные законы на данном этапе обучения знать пока не обязательно. Кроме основных знаков альтерации существуют еще дубль-диез и дубль-бемоль. Используются в нотной записи они довольно редко, но все же знать как они выглядят и что делают, совсем не помешает. На нотном стане дубль-диез обозначается как символ , который, как обычно, записывается перед определенной нотой, и означает, что ступень данной ноты повышается на два полутона, т.е. на один тон. К примеру, соль-дубль-диез по высоте будет звучать так же, как и нота ля. А звук ми-дубль-диез будет соответствовать ноте фа-диез, так как между ми и фа всего один полутон. Дубль-бемоль, как вы уже, наверное, догадались, наоборот понижает ступень ноты на один тон. Выглядит он так - , и на нотоносце также находится перед нотой. Во многих случаях, знаки альтерации записываются в самом начале нотного стана, становясь при этом ключевыми знаками альтерации. Таким образом можно один раз указать на те ноты, ступень которых должна подвергнуться изменению в высоте до самого конца одного скрипичного ключа, а не ставить знаки перед каждой нотой. Стоит также отметить, что ключевые знаки альтерации действуют не только на ту ноту, находящуюся на линии знака, но также и на тождественные ей ноты других октав. Силу такие знаки сохраняют только до конца скрипичного ключа или же до появления возле ноты другого знака альтерации. Знаки, которые находятся возле самих нот, называются случайными. Они действуют только один такт и на одну октаву, на которой расположена нота. Если же в начале ключа на определенной ноте стоит знак альтерации, но, допустим, в отдельной фразе ее необходимо сыграть без изменений, используют знак бекар . Поставленный возле ноты, бекар отменят все предыдущие знаки альтерации, которые действовали на нее прежде.
T53: соль-си-ре
T6: си-ре-соль
T64: ре-соль-си
S53: до-ми-соль
S6: ми-соль-до
S64: соль-до-ми
I-III-V-IV-VI-I: соль-си-ре(T53)-до-ми-соль(S53)
D53: ре-фа#-ля
D6: фа#-ля-ре
D64: ля-ре-фа#
V-VII-II: ре-фа#-ля (D53)
e-moll (гарм) (1#)
t53: ми-соль-си
t6: соль-си-ми
t64: си-ми-соль
s53: ля-до-ми
s6: до-ми-ля
s64: ми-ля-до
I-III-V-IV-VI-I: ми-соль-си-ля-до-ми
D53: си-ре#-фа#
D6: ре#-фа#-си
D64: фа#-си-ре#
V-VII-II: си-ре#-фа#
B-dur (2♭)
T53: си♭-ре-фа
T6: ре-фа-си♭
T64: фа-си♭-ре
S53: ми♭-соль-си♭
S6: соль-си♭-ми♭
S64: си♭-ми♭-соль
I-III-V-IV-VI-I: си♭-ре-фа-ми♭-соль-си♭
D53: фа-ля-до
D6: ля-до-фа
D64: до-фа-ля
V-VII-II: фа-ля-до
g-moll (гарм) (2♭)
t53: соль-си♭-ре
t6: си♭-ре-соль
t64: ре-соль-си♭
s53: до-ми♭-соль
s6: ми♭-соль-до
s64: соль-до-ми♭
I-III-V-IV-VI-I: соль-си♭-ре-до-ми♭-соль
D53: ре-фа#-ля
D6: фа#-ля-ре
D64: ля-ре-фа#
V-VII-II: ре-фа#-ля