"Кикимора" (народное сказание для оркестра) Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека. Литературной основой "Кикиморы" А. К. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения. Народное сказание о Кикиморе. Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной. Анализ произведения. Это программное произведение. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия - волшебное царство Кудесника, "хрустальную колыбельку" (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы ( звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев, затем вновь тема колыбельной ( её мягко поёт английский рожок- деревянный духовой инструмент типа гобоя) и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых. Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы ( скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы). Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого. Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора?
В ПАТЕТИЧЕСКОЙ СОНАТЕ БЕТХОВЕН ОТРАЗИЛ ГЛУБОКИЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЗДЕСЬ МЫ СЛЫШИМ БОЛЬШОЕ КОЛЛИЧЕСТВО КОНТРАСТНЫХ ТЕМ, ОСОБЕННО В 1 ЧАСТИ. СОПОСТАВЛЕИЕ ТЕМ, А ЗАТЕМ ИХ "СТОЛКНОВЕНИЕ", "БОРЬБА" ПРИДАЮТ МУЗЫКЕ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. МУЗЫКА НАПРЯЖЕННАЯ, СИЛЬНАЯ, РАЗМАШИСТАЯ. В ОТДЕЛЬНЫХ МОМЕНТАХ ФОРТЕПИАНО КАК БЫ ПРИОБРЕТАЕТ ОРКЕСТРОВОЕ ЗВУЧАНИЕ.ВО ВСЕХ 3 -Х ЧАСТЯХ НАСТРОЕНИЕ ПРИПОДНЯТОЕ, ВОЗВЫШЕННОЕ, ХОТЯ "ПРИПОДНЯТОСТЬ" ЭТА ВЫРАЖЕНА В КАЖДОЙ ЧАСТИ ПО - РАЗНОМУ. ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕОБЫЧНОЕ И ОЧЕНЬ СМЕЛОЕ ПО ЗАМЫСЛУ.
Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная - злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.
Литературной основой "Кикиморы" А. К. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения.
Народное сказание о Кикиморе.
Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.
Анализ произведения.
Это программное произведение. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия - волшебное царство Кудесника, "хрустальную колыбельку" (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы ( звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев, затем вновь тема колыбельной ( её мягко поёт английский рожок- деревянный духовой инструмент типа гобоя) и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.
Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы ( скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы). Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.
Необычно окончание этой оркестровой пьесы - противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора?
В ПАТЕТИЧЕСКОЙ СОНАТЕ БЕТХОВЕН ОТРАЗИЛ ГЛУБОКИЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ МЫСЛИ И ПЕРЕЖИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА. ЗДЕСЬ МЫ СЛЫШИМ БОЛЬШОЕ КОЛЛИЧЕСТВО КОНТРАСТНЫХ ТЕМ, ОСОБЕННО В 1 ЧАСТИ. СОПОСТАВЛЕИЕ ТЕМ, А ЗАТЕМ ИХ "СТОЛКНОВЕНИЕ", "БОРЬБА" ПРИДАЮТ МУЗЫКЕ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. МУЗЫКА НАПРЯЖЕННАЯ, СИЛЬНАЯ, РАЗМАШИСТАЯ. В ОТДЕЛЬНЫХ МОМЕНТАХ ФОРТЕПИАНО КАК БЫ ПРИОБРЕТАЕТ ОРКЕСТРОВОЕ ЗВУЧАНИЕ.ВО ВСЕХ 3 -Х ЧАСТЯХ НАСТРОЕНИЕ ПРИПОДНЯТОЕ, ВОЗВЫШЕННОЕ, ХОТЯ "ПРИПОДНЯТОСТЬ" ЭТА ВЫРАЖЕНА В КАЖДОЙ ЧАСТИ ПО - РАЗНОМУ. ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ НЕОБЫЧНОЕ И ОЧЕНЬ СМЕЛОЕ ПО ЗАМЫСЛУ.
Подробнее - на -
Объяснение: