Вивальди -- крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта -- кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.
Ещё при жизни стал известен как композитор за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты одного и того же драматурга -- Карло Гольдони. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII--XIX веках, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX векаитальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».
Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717--1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, -- оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах -- его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».
Значительный вклад в изучение творчества Вивальди внесли французский музыковед Марк Пеншерль (Mark Pincherle) и немецкий музыковед Вальтер Кольнедер (Walter Kolneder) .
Антонио Вивальди - плодовитый композитор. Он является автором 90 опер.
Автор более 500 концертов.
Автор свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.
Вивальди внёс существенный вклад в развитие инструментовки, он одним из первых применил гобои,валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.
Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русской народной песенности.
В Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в главной теме звучит мелодия народной песни . Звучат духовые и струнно- смычковые , затем главную тему играет фортепиано . Для музыки Чайковского характерна напевность , которая взята из народных мелодий .
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора А. П. Бородина , который продолжал традиции М.И.Глинки.
Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..».
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах , мелодии спокойные и плавные , очень образно изобразил врага - войско половцев –
«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими .
«А. П. Бородин был и лучшим симфонистом , его симфония № 2 – «Богатырская» - получила название после фестиваля , который проходил в Брюсселе . Тема - интересная и запоминающая .
Другим ярким представителем русских композиторов является
Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера : Это белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли , в огороде» .
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну .Композитор так же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)
Вивальди -- крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства XVIII века, утвердивший новую драматизированную, так называемую «ломбардскую» манеру исполнения. Создал жанр сольного инструментального концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники. Мастер ансамблево-оркестрового концерта -- кончерто гроссо (concerto grosso). Вивальди установил для concerto grosso 3-частную циклическую форму, выделил виртуозную партию солиста.
Ещё при жизни стал известен как композитор за пять дней создать трёхактную оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача-виртуоза. Все свои оперы Вивальди написал на сюжеты одного и того же драматурга -- Карло Гольдони. Хотя обласканный им Гольдони после смерти рыжего священника высказался о нём в мемуарах как о довольно посредственном композиторе. Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в XVIII--XIX веках, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах XX векаитальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора. Долгое время о Вивальди помнили только потому, что И. С. Бах сделал ряд транскрипций сочинений своего предшественника, и только в XX веке было предпринято издание полного собрания инструментальных опусов Вивальди. Инструментальные концерты Вивальди являлись этапом на пути формирования классической симфонии. Современники нередко критиковали его за чрезмерное увлечение оперной сценой и проявленные при этом поспешность и неразборчивость. Любопытно, что после постановки его оперы «Неистовый Роланд», друзья звали Вивальди, не иначе как Дирус (лат. Неистовый). Оперное наследие композитора в настоящее время ещё не стало достоянием мировой оперной сцены. Его авторство приписывается примерно 94 операм, хотя из них точно определены лишь около 40. Лишь в 1990-е годы в Сан-Франциско успешно поставлен «Неистовый Роланд».
Творчество Вивальди оказало огромное влияние не только на современных ему итальянских композиторов, но и на музыкантов других национальностей, прежде всего немецких. Здесь особенно интересно проследить влияние музыки Вивальди на И. С. Баха. В первой биографии Баха, опубликованной в 1802 году, её автор, Иоганн Николаус Форкель, выделил имя Вивальди среди мастеров, ставших предметом изучения для молодого Иоганна Себастьяна. Усиление инструментально-виртуозного характера тематизма Баха в кётенский период его творчества (1717--1723) непосредственно связано с изучением музыки Вивальди. Но его воздействие проявилось не только в усвоении и переработке отдельных выразительных приёмов, -- оно было значительно шире и глубже. Бах настолько органично воспринял стиль Вивальди, что он стал его собственным музыкальным языком. Внутренняя близость с музыкой Вивальди ощутима в самых различных произведениях Баха вплоть до его знаменитой «Высокой» мессы си минор. Влияние, оказанное музыкой Вивальди на немецкого композитора, несомненно, было огромным. По словам А. Казеллы, «Бах -- его величайший почитатель и вероятно единственный, кто в то время смог понять всё величие гения этого музыканта».
Значительный вклад в изучение творчества Вивальди внесли французский музыковед Марк Пеншерль (Mark Pincherle) и немецкий музыковед Вальтер Кольнедер (Walter Kolneder) .
Антонио Вивальди - плодовитый композитор. Он является автором 90 опер.
Автор более 500 концертов.
Автор свыше 100 сонат для различных инструментов с сопровождением бассо континуо; светских кантат, серенад, симфоний, Stabat Mater и других церковных произведений.
Вивальди внёс существенный вклад в развитие инструментовки, он одним из первых применил гобои,валторны, фаготы и другие инструменты как самостоятельные, а не дублирующие.
Музыкальное наследие русского композитора П.И. Чайковского основано на русской народной песенности.
В Концерте №1 для фортепиано с оркестром П. Чайковского в главной теме звучит мелодия народной песни . Звучат духовые и струнно- смычковые , затем главную тему играет фортепиано . Для музыки Чайковского характерна напевность , которая взята из народных мелодий .
В финале 1-й и 4-й симфоний Чайковского звучат русские песни «Цвели цветики» и «Во поле береза стола».
К лучшим произведениям М.И. Глинки написанным на фольклорной основе, принадлежит симфоническая фантазия «Камаринская», в которой, по словам композитора П. И. Чайковского, «подобно тому, как весь дуб в желуде» заключена вся русская симфоническая школа. Глинке говорил, что «народ пишет музыку, а мы, композиторы, ее только аранжируем». Композитор слушал песни в исполнении крестьян, «проникался их неповторимым строем». Примеры – фрагменты оперы «Иван Сусанин» (песня Вани из III действия «Как мать убили у малого птенца…»; ария Сусанина из III действия «Ты взойдёшь, моя заря»).
Особое место занимает русская песня в творчестве русского композитора А. П. Бородина , который продолжал традиции М.И.Глинки.
Яркий пример использования лирики в творчестве – фрагмент лирической мелодии II раздела оперы -«Ты одна, голубка-Лада, Ты одна винить не станешь, Сердцем чутким всё поймёшь ты..».
Увертюра» и тема князя Игоря звучит в выдержанных тонах , мелодии спокойные и плавные , очень образно изобразил врага - войско половцев –
«Половецкие пляски» и «Марш» стали незабываемыми и яркими .
«А. П. Бородин был и лучшим симфонистом , его симфония № 2 – «Богатырская» - получила название после фестиваля , который проходил в Брюсселе . Тема - интересная и запоминающая .
Другим ярким представителем русских композиторов является
Н. А. Римский -Корсаков . В своих симфонических произведениях и операх , композитор использует мелодии разного характера : Это белочка , в опере «Сказка о царе Салтане» , используется мелодия русской народной мелодии «Во Саду ли , в огороде» .
В опере «Золотой петушок» звучит тема царя и шествие войска на войну .Композитор так же использовал русские мотивы . Опера – сказка «Снегурочка» (песни Леля, каждая как бы соткана из народных напевов. Именно эти песни и пастушьи наигрыши Леля согрели холодное сердце Снегурочки, наполнили его любовью)