Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и гармонического минора (за исключением тритонов) , образовавшиеся в результате понижения на полтона vi ступени мажорного лада или повышения на полтона vii ступени минорного лада. их всего четыре: ув. 2 и ее обращение — ум. 7, ув. 5 и ее обращение — ум, 4. по своей сути все характерные интервалы, встречающиеся только в гармонических видах ма-жорного и минорного ладов, являются хроматическими, чем, собственно, и определяется их х а-рактерность по сравнению с диатоническими интервалами мажора и минора* [заметим, что гармонический мажор или минор нельзя считать «чистой* диатоникой. не случайно поэтому в свое время проф. и. в. способин метко называл такой вид лада полудиатоническим. называют их также «условно-диатоннческими» . ] отсюда и проис-текает само название данной группы интервалов. возникающая же дополнительно в гармоническом ма-жоре или миноре пара новых тритонов (ув. 4 и ее обращение — ум. 5) не может быть отнесена к харак-терным интервалам, ибо тритоны имеются и в натуральных видах мажорного и минорного ладов и, сле-довательно, не являются характерной особенностью гармонических мажора и минора. твердое знание ступеней гармонических мажора и минора, на которых строятся характерные ин-тервалы, значительно облегчает их построение и нахождение в тональностях. ниже приводятся две таб-лицы: одна из них включает только характерные интервалы; в другой обе пары тритонов, встречающихся в гармонических видах лада (в скобках указаны ступени, на которых данный тритон встречается и в натуральном виде лада) ув 2 от 6 ум 7 от 7 ув 5 от 6 ум 4 от 3 ув4 от ум5 от .ув2 от 6 ум 7 от 7 ув5 от3 ум4 от 7 ув4 от 4 ум5 от 7
Слово «музыка» в переводе с греческого означает «искусство муз» . Музыка – это вид искусства. У каждого искусства имеется свой язык: живопись говорит с людьми при красок, цветов и линий, литература – при слова, а музыка – с звуков. В мир музыки человек погружается с детства. Музыка оказывает большое влияние на человека. Совсем еще маленький ребенок может вдруг заплакать под грустную мелодию и засмеяться под веселую, или весело запрыгать, хотя он еще не знает, что такое танец. Какие только чувства не выражает человек с музыки!