Ноктю́рн (от фр. nocturne — «ночной») — распространившееся с начала xix века название пьес (обычно инструментальных, реже — вокальных) лирического, мечтательного характера. французское слово nocturne в этом значении впервые применил джон филд в 1810-х годах, хотя итальянский термин notturno существовал ещё в xviii веке и обозначал музыку, исполнявшуюся на открытом воздухе. жанр ноктюрна возник ещё в средневековье. тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом (как православная заутреня). из числа сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в xviii веке, превратившись в камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе (nachtmusik). к современному пониманию жанра классический ноктюрн не имел никакого отношения (не был лирической миниатюрой) и часто писался в форме сонатно-симфонического цикла (например, «маленькая ночная серенада » моцарта).в xx веке некоторые композиторы пытались переосмыслить художественную сущность ноктюрна, отображая с его уже не лирические ночные грёзы, а призрачные видения и естественные звуки ночного мира. начало этому положил ещё роберт шуман в цикле nachtstücke , более активно такой подход проявился в сочинениях пауля хиндемита (сюита «1922»), белы бартока («ночная музыка») и ряда других композиторов.
Индивидуальный творческий стиль Чайковского формировался в сложном процессе усвоения достижений мирового музыкального искусства. Искусство классицизма Чайковский воспринял и отразил в своем творчестве, прежде всего, через Моцарта. От Бетховена унаследовал создавать крупные симфонические формы, используя метод действенного бетховенского симфонизма. Многое воспринял от романтической музыки. Такова лирическая, «исповедальная» природа его творчества, опора на жанровую конкретность образов, тяготение к программности. Страстность утверждения лирической эмоции сближает музыку Чайковского с творчеством Шумана, Шуберта, Берлиоза. Близким русскому композитору было и искусство французской лирической оперы, а также романтического балета. Чайковский обращался смело к интонационному строю современного ему музыкального быта. Композитор опирался на интонационную базу городской и крестьянской песни, бытового романса. Его стиль формировался и на основе достижений русской профессиональной музыки, прежде всего творчества Глинки и Даргомыжского.