Давайте обратимся к традиционной фигуре композитора, т. е. музыканта, который в течение ряда столетий являлся основным создателем музыкальных произведений. Как ему живётся в современной действительности? Практика показывает, что судьба такого композитора - одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной музыки – дело нелёгкое, требующее от автора большого напряжения внутренних сил, но ведь появилось и множество новых проблем, каких не знали композиторы Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из причин слушательского оттока - та, на какую указывает композитор В. Мартынов,- конкуренция. Слишком много «музык» возникло в современном мире, слишком быстро это привело к значительному расслоению музыкальных интересов аудитории. Не следует забывать и о возросшей притягательности всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне достаточно безрадостных впечатлений от реального мира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника. Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально-выразительных средств, обращаясь к различным техникам композиции, подчас весьма непростым, композитор нередко воздвигает барьер между своей музыкой и слушателем. Его произведения кажутся чересчур сложными, непонятными. Однако - при всей сложности музыкального языка - художественный мир композитора обнаруживает то же стремление к поиску гармонии и красоты, то же служение вечным ценностям. Конечно, понимание такой музыки требует от человека усилия и вдумчивости.
Владимир Спиваков родился в 1944 году в Уфе в еврейской семье, где его родители находились в эвакуации в годы войны[2][3][4][5].
После окончания войны семья вернулась в Ленинград: мать преподавала в музыкальной школе, отец работал врачом-диетологом[6][7].
Обучался игре на скрипке с 6-летнего возраста у Б. Э. Крюгера. В 1953 году был зачислен в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где занимался у Л. М. Сигал и В. И. Шера.
« В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне В 1963 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1963—1967 годах учился в Московской консерватории по классу скрипки у Ю. И. Янкелевича. В 1970 году окончил аспирантуру под его же руководством.
Концертирует с 1965 года. С 1970 года — солист Московской филармонии.
В книге «Соло на ундервуде» С. Д. Довлатова этот период жизни описывается так[9]:
«
Спивакова долго ущемляли в качестве еврея. Красивая фамилия не его от антисемитизма. Ему не давали звания. С трудом выпускали на гастроли. Доставляли ему всяческие неприятности.
Наконец, Спиваков добился гастрольной поездки в Америку. Прилетел в Нью-Йорк. Приехал в Карнеги-Холл.
У входа стояли ребята из Лиги защиты евреев. Над их головами висел транспарант:
„Агент КГБ — убирайся вон!“
И ещё:
„Все на борьбу за права советских евреев!“
Начался концерт. В музыканта полетели банки с краской. Его сорочка была в алых пятнах.
Спиваков мужественно играл до конца. Ночью он позвонил Соломону Волкову. Волков говорит:
— Может, после всего этого тебе дадут „Заслуженного артиста“?
Спиваков ответил:
— Пусть дадут хотя бы „Заслуженного мастера спорта“.
»
В скрипичном репертуаре видное место занимают произведения западно-европейских классиков и сочинения советских авторов. В качестве солиста выступал со многими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Лондона, Вены, Берлина и Нью-Йорка, оркестр Консертгебау, симфонические оркестры Парижа, Филадельфии, Питтсбурга, Чикаго и Кливленда под управлением таких дирижёров, как Е. Мравинский, Е. Светланов, К. Кондрашин, К. М. Джулини, Ю. Темирканов, М. Ростропович, С. Озава, Л. Маазель, Р. Мути, Л. Бернстайн, К. Аббадо.
Дирижёрскому мастерству обучался у профессора Нижегородской консерватории им. М. Глинки И. Б. Гусмана в России, а также у дирижёров Л. Бернстайна и Л. Маазеля в США.
В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», которым руководит по сей день. В этом же году дебютировал как симфонический дирижёр с Чикагским симфоническим оркестром. В 1984 году получил знаменательный подарок от Л. Бернстайна — его дирижёрскую палочку.
В 1999—2003 годах возглавлял Российский национальный оркестр. В настоящее время руководит Национальным филармоническим оркестром России.
В качестве дирижёра выступал в крупнейших концертных залах мира не только с «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром России, но и с известными европейскими и американскими оркестрами, среди которых симфонические оркестры Лондона, Чикаго, Филадельфии, Кливленда и Будапешта, оркестры театра «Ла Скала» и Академии Санта-Чечилия, Кёльнской филармонии и Французского радио.
С 1975 по 1990 год преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), получив учёное звание профессора[10]. С 1994 по 2005 год вёл мастер-классы в Цюрихе.
С 1989 года — художественный руководитель Музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году организовал Московский Международный Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает… », с периодичностью в два года (второй состоялся в 2003, третий — в 2005).
С 1989 года — член жюри известных Международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и Президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. В 2002 году возглавлял жюри скрипачей на XII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.
Постоянный участник ежегодного Международного музыкального Фестиваля «Crescendo»[11].
В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, стипендиатами которого стали многие одарённые юные музыканты.
Основатель (2002) и президент (2003) Московского Международного Дома музыки.
С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)[12].
Практика показывает, что судьба такого композитора - одна из самых тернистых. Сочинение серьёзной музыки – дело нелёгкое, требующее от автора большого напряжения внутренних сил, но ведь появилось и множество новых проблем, каких не знали композиторы Прежде всего, это проблема слушателя. Одна из причин слушательского оттока - та, на какую указывает композитор В. Мартынов,- конкуренция. Слишком много «музык» возникло в современном мире, слишком быстро это привело к значительному расслоению музыкальных интересов аудитории.
Не следует забывать и о возросшей притягательности всего, что связывается с развлекательным искусством. Некоторые люди прямо заявляют, что им вполне достаточно безрадостных впечатлений от реального мира: в искусстве они ищут исключительно лёгкости и праздника.
Кроме того, разрабатывая систему новых музыкально-выразительных средств, обращаясь к различным техникам композиции, подчас весьма непростым, композитор нередко воздвигает барьер между своей музыкой и слушателем. Его произведения кажутся чересчур сложными, непонятными.
Однако - при всей сложности музыкального языка - художественный мир композитора обнаруживает то же стремление к поиску гармонии и красоты, то же служение вечным ценностям. Конечно, понимание такой музыки требует от человека усилия и вдумчивости.
Владимир Спиваков родился в 1944 году в Уфе в еврейской семье, где его родители находились в эвакуации в годы войны[2][3][4][5].
После окончания войны семья вернулась в Ленинград: мать преподавала в музыкальной школе, отец работал врачом-диетологом[6][7].
Обучался игре на скрипке с 6-летнего возраста у Б. Э. Крюгера. В 1953 году был зачислен в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где занимался у Л. М. Сигал и В. И. Шера.
« В детстве я занимался боксом, а толчком к этому послужило желание постоять за себя: когда мы учились в ленинградской школе-десятилетке, нас, еврейских мальчишек, постоянно лупила компания хулиганов, собиравшаяся обычно на углу возле школы. Скрипки разбивались в щепки. Естественно, в один прекрасный день мне это надоело — так я попал в секцию бокса. Через три месяца, когда мы снова лицом к лицу столкнулись с вражеской компанией, я аккуратно положил свою скрипочку на землю и первый раз в жизни ответил, наконец, так, как следовало. Это умение в дальнейшем не раз мне В 1963 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. В 1963—1967 годах учился в Московской консерватории по классу скрипки у Ю. И. Янкелевича. В 1970 году окончил аспирантуру под его же руководством.
Концертирует с 1965 года. С 1970 года — солист Московской филармонии.
В книге «Соло на ундервуде» С. Д. Довлатова этот период жизни описывается так[9]:
«
Спивакова долго ущемляли в качестве еврея. Красивая фамилия не его от антисемитизма. Ему не давали звания. С трудом выпускали на гастроли. Доставляли ему всяческие неприятности.
Наконец, Спиваков добился гастрольной поездки в Америку. Прилетел в Нью-Йорк. Приехал в Карнеги-Холл.
У входа стояли ребята из Лиги защиты евреев. Над их головами висел транспарант:
„Агент КГБ — убирайся вон!“
И ещё:
„Все на борьбу за права советских евреев!“
Начался концерт. В музыканта полетели банки с краской. Его сорочка была в алых пятнах.
Спиваков мужественно играл до конца. Ночью он позвонил Соломону Волкову. Волков говорит:
— Может, после всего этого тебе дадут „Заслуженного артиста“?
Спиваков ответил:
— Пусть дадут хотя бы „Заслуженного мастера спорта“.
»
В скрипичном репертуаре видное место занимают произведения западно-европейских классиков и сочинения советских авторов. В качестве солиста выступал со многими симфоническими оркестрами мира, среди которых филармонические оркестры Москвы, Ленинграда, Лондона, Вены, Берлина и Нью-Йорка, оркестр Консертгебау, симфонические оркестры Парижа, Филадельфии, Питтсбурга, Чикаго и Кливленда под управлением таких дирижёров, как Е. Мравинский, Е. Светланов, К. Кондрашин, К. М. Джулини, Ю. Темирканов, М. Ростропович, С. Озава, Л. Маазель, Р. Мути, Л. Бернстайн, К. Аббадо.
Дирижёрскому мастерству обучался у профессора Нижегородской консерватории им. М. Глинки И. Б. Гусмана в России, а также у дирижёров Л. Бернстайна и Л. Маазеля в США.
В 1979 году основал камерный оркестр «Виртуозы Москвы», которым руководит по сей день. В этом же году дебютировал как симфонический дирижёр с Чикагским симфоническим оркестром. В 1984 году получил знаменательный подарок от Л. Бернстайна — его дирижёрскую палочку.
В 1999—2003 годах возглавлял Российский национальный оркестр. В настоящее время руководит Национальным филармоническим оркестром России.
В качестве дирижёра выступал в крупнейших концертных залах мира не только с «Виртуозами Москвы» и Национальным филармоническим оркестром России, но и с известными европейскими и американскими оркестрами, среди которых симфонические оркестры Лондона, Чикаго, Филадельфии, Кливленда и Будапешта, оркестры театра «Ла Скала» и Академии Санта-Чечилия, Кёльнской филармонии и Французского радио.
С 1975 по 1990 год преподавал в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (ныне Российская академия музыки имени Гнесиных), получив учёное звание профессора[10]. С 1994 по 2005 год вёл мастер-классы в Цюрихе.
С 1989 года — художественный руководитель Музыкального фестиваля в Кольмаре. В 2001 году организовал Московский Международный Фестиваль «Владимир Спиваков приглашает… », с периодичностью в два года (второй состоялся в 2003, третий — в 2005).
С 1989 года — член жюри известных Международных конкурсов (в Париже, Генуе, Лондоне, Монреале) и Президент конкурса скрипачей имени Сарасате в Испании. В 2002 году возглавлял жюри скрипачей на XII Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в Москве.
Постоянный участник ежегодного Международного музыкального Фестиваля «Crescendo»[11].
В 1994 году учредил Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, стипендиатами которого стали многие одарённые юные музыканты.
Основатель (2002) и президент (2003) Московского Международного Дома музыки.
С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре (Русская православная церковь)[12].