мосвязи, возможности и пути синтеза музыки и архитектуры.в художественной культуры архитектура и музыка не связаны между собой столь тесно, как, например, архитектура и скульптура, архитектура и живопись, музыка и поэзия и др. и вместе с тем между архитектурой и музыкой возникают определенные формы взаимосвязи, существенные и для теории, и для художественной практики. янис ксенакис, один из ведущих композиторов второй половины xx века, на примере своего творчества блестяще проиллюстрировал возможности симбиоза музыки и архитектуры: «хотим мы этого или нет, между архитектурой и музыкой существует мостик» общеизвестно, что аристотель видит в изобразительных искусствах подражание или род знания. воззрение это лежало в самом существе художественной культуры древних греков. однако в данном случае для нас гораздо интереснее то, что этот взгляд аристотель распространяет и на искусство музыки и поэзии. и в этих искусствах он видит искусства «подражательные».более того, по мнению аристотеля, область подражания, доступная музыке, в известном отношении шире области, составляющей удел пластики и живописи. изобразительную силу музыки.аристотель оценивал чрезвычайно высоко. действие,воспроизводимое музыкой нравственного характера или состояния,настолько сильно, что чувство, возбужденное в нас музыкальным изображением, может переноситься на реальных людей, характеры которых изображаются мелодией. «кто, например, глядя на чье-либо изображение, испытывает радостное чувство не по какой-либо другой причине, а именно из-за данного внешнего образа, тому, конечно,приятно будет и встретиться лицом к лицу с человеком, на чье изображение он смотрит.эту же мысль доказывает и а. г. габричевский, крупнейший деятель культуры, чья личность и творчество повлияли на интеллектуальную жизнь нашей страны в xx веке: « между искусством пространственным и временным чрезвычайно зыбка». можно выделить некоторые формы такой взаимосвязи.1. генетическая общность многих конкретно- явлений двух данных искусств, обусловленная их происхождение одной социальной основы. отсюда – образная и стилистическая близость музыки и архитектуры в определенные периоды культурного развития, что позволяет выявить аналогии между кругом идей,образов и выразительных средств. в музыке прослеживается отражение картинности, объемности (особенно в программной музыке), мы можем «видеть» море, замок, парад, а в архитектуре –отражение категории музыкальности. при создании архитектурного объекта звучание музыкальных инструментов часто предопределяет само архитектурное решение.
Более десяти лет отделяют Четвертую симфонию от Пятой, за это время создаются разные жанровые произведения, которые наполнены драматизмом и лиризмом, свойственными его сочинениям. В Пятой симфонии виден симбиоз драмы и трагедии, отступление от своего основного лирико-психологического направления, ставятся более глубокие философские вопросы, вновь открыта тема судьбы и рока, сам автор делал такие выводы: «Мотив всех умствований — есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти». В данной формулировке можно увидеть, в каких тяжелых душевных напряжениях работал Чайковский.
мосвязи, возможности и пути синтеза музыки и архитектуры.в художественной культуры архитектура и музыка не связаны между собой столь тесно, как, например, архитектура и скульптура, архитектура и живопись, музыка и поэзия и др. и вместе с тем между архитектурой и музыкой возникают определенные формы взаимосвязи, существенные и для теории, и для художественной практики. янис ксенакис, один из ведущих композиторов второй половины xx века, на примере своего творчества блестяще проиллюстрировал возможности симбиоза музыки и архитектуры: «хотим мы этого или нет, между архитектурой и музыкой существует мостик» общеизвестно, что аристотель видит в изобразительных искусствах подражание или род знания. воззрение это лежало в самом существе художественной культуры древних греков. однако в данном случае для нас гораздо интереснее то, что этот взгляд аристотель распространяет и на искусство музыки и поэзии. и в этих искусствах он видит искусства «подражательные».более того, по мнению аристотеля, область подражания, доступная музыке, в известном отношении шире области, составляющей удел пластики и живописи. изобразительную силу музыки.аристотель оценивал чрезвычайно высоко. действие,воспроизводимое музыкой нравственного характера или состояния,настолько сильно, что чувство, возбужденное в нас музыкальным изображением, может переноситься на реальных людей, характеры которых изображаются мелодией. «кто, например, глядя на чье-либо изображение, испытывает радостное чувство не по какой-либо другой причине, а именно из-за данного внешнего образа, тому, конечно,приятно будет и встретиться лицом к лицу с человеком, на чье изображение он смотрит.эту же мысль доказывает и а. г. габричевский, крупнейший деятель культуры, чья личность и творчество повлияли на интеллектуальную жизнь нашей страны в xx веке: « между искусством пространственным и временным чрезвычайно зыбка». можно выделить некоторые формы такой взаимосвязи.1. генетическая общность многих конкретно- явлений двух данных искусств, обусловленная их происхождение одной социальной основы. отсюда – образная и стилистическая близость музыки и архитектуры в определенные периоды культурного развития, что позволяет выявить аналогии между кругом идей,образов и выразительных средств. в музыке прослеживается отражение картинности, объемности (особенно в программной музыке), мы можем «видеть» море, замок, парад, а в архитектуре –отражение категории музыкальности. при создании архитектурного объекта звучание музыкальных инструментов часто предопределяет само архитектурное решение.