Понятие "произведение" в классической музыке достаточно растяжимое. 20-я прелюдия Шопена которая длится сорок секунд, это одно произведение, и к примеру си-минорная месса Баха длительностью около двух с половиной часов, или пятичасовая опера Рихарда Вагнера - тоже одно произведение. Составить список из 10 произведений, которые необходимо знать, задача достаточно условная (или невозможная), - это все равно что перечислить десять романов, которые необходимо прочесть для того что бы понимать что такое мировая литература. Кла́ссика (от лат. classicus — образцовый) - совершенный, безупречный.
В Древнем мире были понятия совершенного и божественного. Само слово классика появилось намного позже. Этим словом мы обозначаем то, что по нашему мнению испытание временем и является эталоном в своей области. В первую очередь - в искусстве.
Современная классическая музыкальная система сформировалась, как некое высокое обобщение и рационализация в начале 17 века в Италии. Было бы, наверное, слишком утомительно давать здесь подробный обзор ее начала. Но одно очевидно: классическое в нашем понимании мировоззрение совпало по времени с началом развития науки и позитивистского материалистического взгляда в Европе. Не то, чтобы все ученые резко стали материалистами. Многие из них оставались по старинке, добрыми католиками и верующими протестантами, но с 18 века все резко меняется. Церковь подвергается разрушительной критике, и больше уже никогда не будет "властителем умов". Научный взгляд на мир окончательно победил в 19 веке. Мир, который у нас есть сейчас - прямое следствие той победы.
Задания: 1.Прочесть статью (ссылка ниже), записать необходимую информацию в тетрадь (термины, композиции, композиторы и т.п.). 2. Прослушать видео ролик, перечислите авторов композиций и их названия (на русском языке) в рабочей тетради. Прикрепите фото рабочей тетради к заданию.
Жили муж с женой,без детей,но в достатке.
Хватало им все,да счастья однако не было. И родила жена сына. Шли годы,сын рос и учился играть на балалайке и петь. Обеднели старух со старухой и почти что умирали от голода. Отец рассердился и накричал на сына,что музыка ему в жизни не нужна работать надо ему ,а не сидеть и петь. Расстроился сын,взял свою балалайку и направился к царю. Пришел он к царю и встал на колени. Молится он,чтоб царь ему дал дань и пищи на житье. И молвил царь: Сможешь меня удивить и спеть такую музыку,чтоб я остался в восторге,получишь мешок золота и десять мешков муки пшеничной. Начал играть молодец,да так заиграл,что все его слуги да и сам царь ахнул от восторга. Отправил царь музыканта домой ,да в придачу и конем наградил. И жили они до конца своих дней не голодали и не беднели.
Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко» - 1895-1896 г. (либретто Н.А. Римского-Корсакова и В.И. Бельского на основе 2-х вариантов былины о Садко новгородского цикла)
Тема Русская народная старина – былинный эпос; единение человека и природы; искусство в жизни человека.
Идея Патриотическая – деятельная любовь к Родине (Садко). Эстетическая – всепокоряющая сила искусства, проблема жизненного предназначения художника.
Жанр «Опера – былина» (Римский-Корсаков). Эпическая опера.
Тип дра-
матургии Эпическая драматургия: повествовательность (контрастное сопоставление бытовых и волшебных музыкальных картин), неторопливость (обилие массовых сцен и вводных эпизодов). Эпический показ основных сюжетных линий: социальной (Садко - новгородские купцы) и лирической (любовь Садко и Волховы).
Контраст 2-х образно-интонационных сфер: народной (жанрово-бытовой) и волшебной (фантастические картины подводного царства). Былинный речитатив как новаторский принцип музыкальной характеристики главного героя.
Л-мотивы Система л/м – проявление симфоничности оперы. Две сферы: реальность (л/м Новгорода, Океан-моря) и фантастика (л/м Морского царя, золотых рыбок, лебедей)
Этапы драма-тургии Первый этап эпического повествования–дилогии – песнь первая. Второй этап повествования (12 лет спустя) – песнь вторая.
Эпический зачин. Экспозиция и завязка социальной линии: столкновение купцов и Садко Завязка лирической линии: встреча Садко и Волховы Дополнение: (Садко – Любава) 1 кульминация: пересечение 2-х планов действия (дар Волховы обеспечивает победу Садко в споре с купцами). Исчерпание социальной линии. Развитие лирической линии 2 кульминация: повеление Старчища (определение жизненных предназначений героев) Исход. Заверше-ние лирической линии. Прекращение волшебства.
Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Садко» - 1895-1896 г. (либретто Н.А. Римского-Корсакова и В.И. Бельского на основе 2-х вариантов былины о Садко новгородского цикла)
Этапы драма-тургии Первый этап эпического повествования–дилогии – песнь первая. Второй этап повествования (12 лет спустя) – песнь вторая.
Эпический зачин. Экспозиция и завязка социальной линии: столкновение купцов и Садко Завязка лирической линии: встреча Садко и Волховы Дополнение: (Садко – Любава) 1 кульминация: пересечение 2-х планов действия (дар Волховы обеспечивает победу Садко в споре с купцами). Исчерпание социальной линии. Развитие лирической линии 2 кульминация: повеление Старчища (определение жизненных предназначений героев) Исход. Заверше-ние лирической линии. Прекращение волшебства.