Послушай пьесу Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла "Времена года" П.Чайковского. Созвучно ли настроение пьесы с твоим представлением об этом времени года? Какой из программных компонентов произведения (название месяца, название пьесы,, стихотворение- эпиграф), по твоему, в большей степени отражает характер музыки? Эпиграф: Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши.
Музыка находится в постоянном развитии. Она все время видоизменяется: приобретает новые формы, отличительные черты эпохи, в которой она была создана. Говорят, что о поколении можно судить по музыке, которая была в период его существования актуальна.
Классическая музыка называется таковой потому, что она в музыкальном мире выступает в качестве образца, идеала, которого многие даже современные музыканты-исполнители стремятся достичь. Классика — то, что популярно всегда. Мы возвращаемся к музыке прежних эпох, чтобы найти ответы уже на современные вопросы. В ней отражены вечные темы: любовь и ненависть, жизнь и смерть, борьба и смирение, которые поднимаются нами даже сейчас, спустя столько веков. Актуальность поднимаемых в музыке тем и определяют ее современность.
Сейчас музыка все чаще и чаще используется в развлекательных и коммерческих целях. Мы слышим ее в рекламе, ресторанах, парках.. Такая музыка, как правило, имеет запоминающийся мотив и направлена на поднятие настроения (и продаж). В наше время, когда технологии сделали значительный шаг вперед, создание музыки значительно облегчилось, ведь существуют программы нас от законов гармонии, которые под нашим нетрудозатратным руководством написать музыку сами! В итоге на создание одного произведения может уйти не один десяток лет, а один час. Это, безусловно, удобно. Но будет ли создавать такая музыка впечатление, будто в нее вложили душу, будто над созданием каждой ее ноты, каждой фразы ушло много душевных стараний? У каждого ответ на этот вопрос свой.
Ведь не секрет, что каждый выбирает любимую музыку в зависимости от своих предпочтений и от того, что человеку на данный момент требуется. И это прекрасно, когда у человека есть такая музыка, музыка души, слушая которую, его тело расслабляется и покрывается мурашками, а лицо озаряется улыбкой. Ведь музыка для того и создана, чтобы, трогая сердца людей, уносить их своими мелодиями как можно дальше от всех проблем. В современной музыке, безусловно, также есть множество "вечных" образцов, которые будут звучать в наших напевах еще долгое время. Музыка — искусство, распространяющееся во времени, а потому вечное. Поэтому пока такая (как, впрочем, и любая другая) музыка отвечает душевным потребностям и настроениям хотя бы одного человека, она будет жить и считаться современной.
Сам по себе колокол является символом архангельской трубы, воспевающей величие Божие, побуждающей нас к бодрствованию духа, к непрестанной молитве. Один из наиболее древних каноничных звонов – благовест, возвещающий о начале Богослужения и созывающий народ на службу: «К нам, к нам, к нам», – как бы взывает благовествующий колокол, отбивая такт мерными ударами. В особых случаях – перед началом Божественной литургии (кроме Литургии Преждеосвященных Даров), а также вечером накануне праздничных и воскресных дней – благовест, как правило, переходит в трезвон, выражающий собою радость во славу Божию. Также и окончании этих Богослужений принято совершать трезвон.
Перед чтением шестопсалмия на всенощном бдении положено совершать два кратких трезвона с небольшой промежуточной паузой – так называемый двузвон. Этот звон обозначает переход от одной части Богослужения к другой, то есть от вечерни к утрени. Как шестопсалмие, предваряющее утреню, разделено «Славой» на две части, так и звон в данном случае делится надвое кратковременной паузой (потому и именуется «двузвон»). В более глубоком смысле двузвон символизирует собой переход от вехозаветной истории человечества к новой истории – эпохе Нового Завета, пришествию в мир
Во время полиелея, перед чтением Евангелия, звучит полиелейный звон. Он исполняется также в виде трезвона, представляя собой радость Благой Вести, ибо для христианина не может быть большей радости, как слышание Слова Божия.
В особые дни в году – при выносе Креста Господня, Плащаницы Господа или Плащаницы Божией Матери – звучит звон погребальный. Такой звон начинается с перезвона – поочередных ударов во все колокола от большого к малому, напоминая нам о том, как Господь наш Иисус Христос со Своей Божественной высоты снизошел на землю нашего ради» и умалился, родившись от Пресвятой Девы, приняв на Себя «образ раба».
Следует заметить, что при погребении людей удары в колокола чередуются в обратном порядке – от малого большому. Первый удар в самый малый колокол напоминает о рождении младенца. Дальнейшее поочередные удары обозначают весь земной путь человека от младенчества до старости. Заключительный удар во все колокола (одновременно) означает кончину земной жизни. Завершается погребальный звон во всех случаях трезвоном, выражающим христианскую веру в победу над смертью и радость всеобщего воскресения.