Послушайте 1 ч. симфонии №2 ( Богатырская) А. П. Бородина в исполнении симфонического оркестра. Письменно ответьте на вопрос" За счет каких музыкальных средств выразительности композитор создает образ богатыря?"
Киевский князь Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы и славного витязя Руслана. Вещий певец Баян поёт о героическом затем его мысль обращается к новобрачным: их ждут суровые дни. Людмила клянётся в любви своему избраннику – в этом залог её счастья с Русланом. Баян запевает другую песнь – о великом певце, который сохранит для потомков историю Людмилы и Руслана. На фоне торжественных звучаний оркестра и хора арфой и фортепиано имитируются переборы струн гуслей Баяна, с достоинством открывающего свадебный пир песней «Дела давно минувших дней» . Ему вторит мужской хор, напев которого эпически суров. После хора-славления молодых звучит вторая песня Баяна «Есть пустынный край» , вновь обрамляемая радостным хором «Светлому князю и здравье и слава».
16:04Чарльз Айвз "Вопрос, оставшийся без ответа" Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Какая же она, музыка космоса, музыка других миров? Вот как услышал её ещё в начале XX века американский композитор Чарльз Айвз (1874-1954), написавший оркестровую пьесу, которую так и назвал "Космический пейзаж" ("Вопрос, оставшийся без ответа"). "Он был самобытным, одарённым, отважным человеком" (И.Стравинский). Посвятив свою жизнь работе в одном из крупнейших американских страховых обществ, Айвз-композитор был совершенно неизвестен публике. В то же время сочинение музыки было для него абсолютной необходимостью, процессом, не ставящим перед собой никаких других целей, кроме интенсивнейшего и оригинальнейшего самовыражения. Композитор впервые услышал своё произведение в оркестре в возрасте 71 года! Вероятно, в этом была своя закономерность - в более раннее время для его сочинений нельзя было бы найти ни исполнителей, ни слушателей..."
Воображение композиторов, писателей, художников не могло остаться равнодушным к чарующим красотам звёздного неба. Какая же она, музыка космоса, музыка других миров? Вот как услышал её ещё в начале XX века американский композитор Чарльз Айвз (1874-1954), написавший оркестровую пьесу, которую так и назвал "Космический пейзаж" ("Вопрос, оставшийся без ответа").
"Он был самобытным, одарённым, отважным человеком" (И.Стравинский). Посвятив свою жизнь работе в одном из крупнейших американских страховых обществ, Айвз-композитор был совершенно неизвестен публике. В то же время сочинение музыки было для него абсолютной необходимостью, процессом, не ставящим перед собой никаких других целей, кроме интенсивнейшего и оригинальнейшего самовыражения. Композитор впервые услышал своё произведение в оркестре в возрасте 71 года! Вероятно, в этом была своя закономерность - в более раннее время для его сочинений нельзя было бы найти ни исполнителей, ни слушателей..."