Послушайте первую часть Сонаты №2 С.С. Прокофьева и пользуясь условной схемой строения сонатного аллегро запишите основные характеристики каждой темы, в какой части раздела они получают своё развитие, зафиксируйте на какой раздел приходится кульминация и какая тема звучит в коде. Подумайте: какой принцип развития образов лежит в основе первой части сонаты?
Факт 1. За свою жизнь Арам Хачатурян написал 6 концертов, 3 симфонии и множество других произведений – счёт идёт на сотни. Его влияние на музыку оказалось столь велико, что современные музыковеды включают его в список величайших композиторов XX века. За свои заслуги Арам Ильич получил множество почётных наград, включая одну Ленинскую премию и четыре Сталинских.
Факт 2. В краткой биографии Хачатуряна указано, что в юности он не получал специализированного музыкального образования. Сперва он учился в Коммерческой школе, а затем поступил в университет, на отделение биологии при физико-математическом факультете МГУ. Музыка интересовала Арама Ильича с детства, но родители не одобряли этого его увлечения, так что всерьёз заняться ей он сумел лишь в возрасте 19 лет.
Факт 3. Университетское образование композитор так и не закончил – музыка настолько его увлекла, что он сосредоточился на уроках композиции и фортепиано, забыв обо всё остальном. Сам Хачатурян вспоминал также, что ему дало невероятную мотивацию первое в его жизни посещение симфонического концерта, на котором исполнялись произведения Бетховена и Сергея Рахманинова. Оно настолько его потрясло, что он сохранил это впечатление на всю жизнь.
Факт 4. В 1948 году Хачатурян незаслуженно был подвергнут цензуре. Особое постановление Политбюро причислило его творчество, а также творчество Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева, к “формалистическим” проявлениям искусства. В результате произведения уже знаменитого к этому моменту на весь СССР Арама Ильича просто прекратили исполнять.
Факт 5. Музыка, сочинённая Хачатуряном, звучит в трёх десятках фильмов. Большинство из них были сняты ещё при жизни композитора, но некоторые выходили и после его смерти в 1978 году, просто в саундтреке использовались его произведения. О жизни самого Арама Ильича снято четыре документальных фильма. В 2019 году на экраны также вышел биографический художественный фильм “Танец с саблями”, посвящённый жизни Хачатуряна.
Факт 6. В столицах трёх стран мира есть улицы, названные в честь Арама Ильича. Это Москва, Ереван и Нур-Султан (бывшая Астана, столица Казахстана). Также портрет великого композитора можно увидеть на банкнотах номиналом в 50 армянских драмов образца 1998 года.
Факт 7. Музыка Хачатуряна многократно использовалась зарубежными режиссёрами в своих фильмах. Самыми известными кинолентами, в которых она звучит, можно назвать фильмы “Олдбой” Чхан Ук Пака, “Космическая одиссея 2001 года” Стэнли Кубрика и “Калигула” Тинто Брасса.
Факт 8. В 2013 году ЮНЕСКО объявило рукописи Арама Хачатуряна частью мирового документального наследия. Руководство организации заметило тогда, что это подчёркивает статус великого композитора и его вклад в развитие музыки, поставив его в один ряд с Шопеном, Бетховеном, Брамсом и другими гениями.
Факт 9. Балет “Гаянэ” можно назвать самым известным произведением Хачатуряна, точнее, пятый его танец, тот самый, который известен, как “Танец с саблями”. Что интересно, изначально в балете было всего четыре танца, и приказ добавить пятый был спущен “сверху”. Сам композитор был этим очень недоволен, но ему пришлось подчиниться. Тогда он ещё не знал, что “Танец с саблями” станет одним из самых известных балетных произведений в мире.
Факт 10. В юности Арам Хачатурян жил в Москве и учился музыке вопреки родительской воле, а в свободное время подрабатывал грузчиком. Но повреждения пальцев очень опасны для музыкантов, и его преподавательница сольфеджио, увидев израненные пальцы Арама Ильича, буквально заставила его уволиться. Вместо физического труда она ему начать работать в качестве репетитора.
Данная рабочая программа рассчитана на 35 час. Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных «пластов» музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, «золотой фонд» классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства. Основные содержательные линии: · обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, явлениям жизни и искусства; · усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке, как виде искусства, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка и образности, о фольклоре, лучших произведениях отечественной и зарубежной музыкальной классики, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества; · овладение музыкально-учебной деятельности (музыкальные умения и навыки); · обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности; · воспитание слушательской и исполнительской культуры Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки учащихся 5 класса. В связи с поэтапным переходом с 01.09.2006 года всех общеобразовательных учреждений на новый учебный план и федеральный компонент государственного стандарта 2004 года в программу учебного курса «Музыка» в 5 классе добавлены следующие содержательные аспекты и темы: · специфика средств художественной выразительности каждого из видов искусств; · роль музыки в изображении исторических событий, картин природы, разнообразных характеров, портретов людей и музыкантов; · музыка в театре, в кино, на телевидении; · жанровые признаки духовной музыки (на примере духовной музыки Баха И.С. и Бортнянского Д.); · стилистические особенности музыкального языка Глинки М.И., Бородина А.П., Рахманинова С.В., Прокофьева С.С., Свиридова Г.В., Моцарта В, Бетховена Л., Грига Э., Дебюсси К. В связи восвоением новых содержательных аспектов и тем значительно обновлен и добавлен следующий музыкальный материал: · фольклор в музыке русских композиторов (произведения Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского); · духовная музыка (произведения Д. Бортнянского, И.С.Баха, С.В. Рахманинова, П. И. Чайковского); · старинная музыка (Франческо да Милано, Д. Готье); · современная музыка (В.Гаврилин, А. Шнитке) Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования, разработанные Д. Б. Кабалевским, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличаускасом, Э. Б. Абдуллиным, Г. П. Сергеевой: · метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; · метод эмоциональной драматургии; · метод интонационно-стилевого постижения музыки; · метод художественного контекста; · метод создания «композиций»; · метод перспективы и ретроспективы; · метод создания «композиций»;
Объяснение: