Русская, и как ее продолжение советская и российская композиторская школа, берет свое начало в 18 веке. Один из сколько-нибудь значимых профессиональных композиторов того времени, заслуживающий упоминание в Великой Истории российской музыки стал Д.С. Бортнянский (1751-1825)
Однако, как это часто бывало в истории России, профессиональная русская музыка начиналась подражанием и копированием Запада. В случае с Бортнянским - это "копировка" с музыки Вивальди. Чисто русского в ней ничего, практически, нет. Собственно, это очень непростой вопрос, а что должно обозначать принадлежность музыки к той или иной национальной школе?
Русский композитор первой половины 19-го века Михаил Глинка (1804-1857) (считающийся основоположником русской профессиональной музыки) так решил этот вопрос: в музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор.
Сама по себе постановка вопроса может показаться спорной (что, например, "американского" в музыке Ч. Айвза? - почти ничего), но в период становления русской профессиональной музыки, это было, наверное, единственно верным подходом. И потому Глинка (на самом деле - гений) вошел в историю как первый великий русский композитор. Он действительно очень удачно и талантливо использовал в своей музыке русско-народные интонации и мелодии. Его гениальная музыка, по духу - чисто русская, а по форме - европейская. Слова Глинки " музыку сочиняет народ, я мы ее только оркеструем" подхватили другие композиторы. Идея понравилась и стала постулатом, непреложным правилом, которому стали следовать многие композиторы. Объединенная этой идеей, стала формироваться русская композиторская школа. В историю, как всегда вошли только самые талантливые и гениальные: Балакирев (1836 - 1910), Бородин (1833-1887), Кюи (1835-1918), Мусоргский (1839-1881), Римский-Корсаков (1844-1908), Чайковский (1840-1893), Лядов (1855-1914), Даргомыжский (1813-1869), Танеев (1856-1915) В конце 19-го -начале 20-го веков великую русскую традицию подхватили Скрябин (1872-1915), Глазунов (1865-1936), Рахманинов (1873-1943), Глиер (1875-1956) и великий композитор-новатор Стравинский (1882-1971). Конечно, в творчестве этих композиторов уже изменились принципы подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки. Прямого цитирования народных мелодий уже почти нет, но осталась интонационная русская основа, русский "дух", русская душа.
Несколько особняком в этом ряду стоит Стравинский, который взял за основу национальной русской структуры языческую, древнюю Русь, обратился, так сказать, к праистокам. В 20-м веке на русскую, советскую и позже российскую музыку повлияли три очень важных глобальных фактора:
Взаимное проникновение и смешение культур разных народов, так сказать, "культурная глобализация"
Появление нового музыкального языка, придуманного австрийским композитором Шёнбергом (1874-1951) - додекафонии.
Принцип, заложенный в этом языке (нельзя повторять ноту, пока не будут сыграны остальные одиннадцать) давал, с одной стороны, возможность создать совершенно уникальную мелодию (не повторенную никаким другим композитором), но с другой стороны, вел к обезличивании мелодии, потери какой-либо "узнаваемости" и связи с национальной музыкой.
Общая тенденция к усложнению музыки, основанной на симфонической европейской традиции 17-19 веков, стремление композиторов этого направления выразить в музыке все более сложные чувства и мысли.
Эти три фактора привели к тому, что музыкальный язык симфонической музыки 20-го века становится сложным, и такая музыка теряет свою массовую аудиторию. Ее стали называть "серьезной", в противоположность появившейся в 20-м веке "легкой", эстрадной музыке. Среди великих имен композиторов советской и пост-советской эпохи: Шостакович, Прокофьева, Кабалевского, Хачатурян, Щедрин, Свиридов, Губайдуллина, Денисов, Шнитке, Гаврилин и др…
Музыка... Она все время с нами. Она приносит счастье, радость, надежду и веру в лучшее, утешение, опору, силу. Является поддержкой в трудных жизненных ситуациях. И не зря бытует мнение, что музыка имеет преобразующую чудотворную силу. Все великие композиторы (как зарубежные, так и русские композиторы) доказали это своими гениальными произведениями. Каждая временная эпоха преподнесла нам своих великих композиторов. И композиторы 19 века, и композиторы 20 века, и советские композиторы, все они писали произведения, которые уже заняли свою веху в истории человечества, и стали для всех поколений образцом не только в музыке, и, несмотря на давность создания, призваны служить на радость людям.
Илья Муромец - популярный герой-богатырь славянских быличек. В судьбе героев мирового эпоса немалую роль играет чудо — причем в самые важные моменты их жизни: это чудесное рождение (женщина съедает плод, кусочек рыбы, выпивает некую воду и т. д. ) , невиданно быстрый рост, приобретение силы, неуязвимости, бессмертия, предуказанная смерть. . . Великие эпические герои отмечены знаком чуда. Трижды отмечен им и Илья Муромец. Он сын простых родителей (согласно поздней традиции — крестьянский сын) и с детства обречен:
А не имел Илья во ногах хожденьица, А во руках не имел Илья владенъица, Тридцать лет его было веку долгого.
Происходит первое чудо: в доме появляются три старца — это так называемые «калики перехожие» , странники; они просят милостыню или попить, но Илья объясняет им, что он не может встать («Не имею ни рук, ни ног» ) . И тогда старцы велят ему встать и принести воды — что он и исполняет. По их же приказу он пьет и сразу же не просто выздоравливает, а и ощущает в себе прилив такой необыкновенной силы, что, если бы
От земли столб был да до небушки, Ко столбу было золото кольио, За кольио бы взял, святорусску поворотил.
Это значит, что Илья получил силу, какой не было даже у Святогора, не сумевшего поднять «тягу земную» . Однако Илье такая сила не требуется, странники это понимают и дают ему выпить еще раз, чтобы уменьшить силу наполовину. Вслед за этим совершае
Великие российские композиторы
Русская, и как ее продолжение советская и российская композиторская школа, берет свое начало в 18 веке. Один из сколько-нибудь значимых профессиональных композиторов того времени, заслуживающий упоминание в Великой Истории российской музыки стал Д.С. Бортнянский (1751-1825)
Однако, как это часто бывало в истории России, профессиональная русская музыка начиналась подражанием и копированием Запада. В случае с Бортнянским - это "копировка" с музыки Вивальди. Чисто русского в ней ничего, практически, нет. Собственно, это очень непростой вопрос, а что должно обозначать принадлежность музыки к той или иной национальной школе?
Русский композитор первой половины 19-го века Михаил Глинка (1804-1857) (считающийся основоположником русской профессиональной музыки) так решил этот вопрос: в музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор.
Сама по себе постановка вопроса может показаться спорной (что, например, "американского" в музыке Ч. Айвза? - почти ничего), но в период становления русской профессиональной музыки, это было, наверное, единственно верным подходом. И потому Глинка (на самом деле - гений) вошел в историю как первый великий русский композитор. Он действительно очень удачно и талантливо использовал в своей музыке русско-народные интонации и мелодии. Его гениальная музыка, по духу - чисто русская, а по форме - европейская. Слова Глинки " музыку сочиняет народ, я мы ее только оркеструем" подхватили другие композиторы. Идея понравилась и стала постулатом, непреложным правилом, которому стали следовать многие композиторы. Объединенная этой идеей, стала формироваться русская композиторская школа. В историю, как всегда вошли только самые талантливые и гениальные: Балакирев (1836 - 1910), Бородин (1833-1887), Кюи (1835-1918), Мусоргский (1839-1881), Римский-Корсаков (1844-1908), Чайковский (1840-1893), Лядов (1855-1914), Даргомыжский (1813-1869), Танеев (1856-1915) В конце 19-го -начале 20-го веков великую русскую традицию подхватили Скрябин (1872-1915), Глазунов (1865-1936), Рахманинов (1873-1943), Глиер (1875-1956) и великий композитор-новатор Стравинский (1882-1971). Конечно, в творчестве этих композиторов уже изменились принципы подхода к "национальной" принадлежности той или иной музыки. Прямого цитирования народных мелодий уже почти нет, но осталась интонационная русская основа, русский "дух", русская душа.
Несколько особняком в этом ряду стоит Стравинский, который взял за основу национальной русской структуры языческую, древнюю Русь, обратился, так сказать, к праистокам. В 20-м веке на русскую, советскую и позже российскую музыку повлияли три очень важных глобальных фактора:
Взаимное проникновение и смешение культур разных народов, так сказать, "культурная глобализация"
Появление нового музыкального языка, придуманного австрийским композитором Шёнбергом (1874-1951) - додекафонии.
Принцип, заложенный в этом языке (нельзя повторять ноту, пока не будут сыграны остальные одиннадцать) давал, с одной стороны, возможность создать совершенно уникальную мелодию (не повторенную никаким другим композитором), но с другой стороны, вел к обезличивании мелодии, потери какой-либо "узнаваемости" и связи с национальной музыкой.
Общая тенденция к усложнению музыки, основанной на симфонической европейской традиции 17-19 веков, стремление композиторов этого направления выразить в музыке все более сложные чувства и мысли.
Эти три фактора привели к тому, что музыкальный язык симфонической музыки 20-го века становится сложным, и такая музыка теряет свою массовую аудиторию. Ее стали называть "серьезной", в противоположность появившейся в 20-м веке "легкой", эстрадной музыке. Среди великих имен композиторов советской и пост-советской эпохи: Шостакович, Прокофьева, Кабалевского, Хачатурян, Щедрин, Свиридов, Губайдуллина, Денисов, Шнитке, Гаврилин и др…
Музыка... Она все время с нами. Она приносит счастье, радость, надежду и веру в лучшее, утешение, опору, силу. Является поддержкой в трудных жизненных ситуациях. И не зря бытует мнение, что музыка имеет преобразующую чудотворную силу. Все великие композиторы (как зарубежные, так и русские композиторы) доказали это своими гениальными произведениями. Каждая временная эпоха преподнесла нам своих великих композиторов. И композиторы 19 века, и композиторы 20 века, и советские композиторы, все они писали произведения, которые уже заняли свою веху в истории человечества, и стали для всех поколений образцом не только в музыке, и, несмотря на давность создания, призваны служить на радость людям.
В
судьбе героев мирового эпоса немалую роль играет чудо — причем в самые
важные моменты их жизни: это чудесное рождение (женщина съедает плод,
кусочек рыбы, выпивает некую воду и т. д. ) , невиданно быстрый рост,
приобретение силы, неуязвимости, бессмертия, предуказанная смерть. . .
Великие эпические герои отмечены знаком чуда. Трижды отмечен им и Илья
Муромец. Он сын простых родителей (согласно поздней традиции —
крестьянский сын) и с детства обречен:
А не имел Илья во ногах хожденьица,
А во руках не имел Илья владенъица,
Тридцать лет его было веку долгого.
Происходит
первое чудо: в доме появляются три старца — это так называемые «калики
перехожие» , странники; они просят милостыню или попить, но Илья
объясняет им, что он не может встать («Не имею ни рук, ни ног» ) . И
тогда старцы велят ему встать и принести воды — что он и исполняет. По
их же приказу он пьет и сразу же не просто выздоравливает, а и ощущает в
себе прилив такой необыкновенной силы, что, если бы
От земли столб был да до небушки,
Ко столбу было золото кольио,
За кольио бы взял, святорусску поворотил.
Это
значит, что Илья получил силу, какой не было даже у Святогора, не
сумевшего поднять «тягу земную» . Однако Илье такая сила не требуется,
странники это понимают и дают ему выпить еще раз, чтобы уменьшить силу
наполовину. Вслед за этим совершае