В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: он научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
Пример нам мощный завещал —
В отпоре стойком злобе дикой
И в твёрдости души великой,
Сломить которой не могли
Все грозы неба и земли.
Байрон, «Прометей»[36]
Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр. 340 Радт).
См. Платон. Протагор 321d (интерпретация мифа). С преодолением средневековья и наступлением Ренессанса прометеевский сюжет начинает пользоваться большой популярностью[37].
Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Г. Шевченко, Готье (Прометей и другие)[38], а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие)[39].
В произведениях Кальдерона (драма «Просвещение»), Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Гордая непримиримость изображённого у Эсхила богоборца Прометея дала основание К. Марксу назвать его «самым благородным святым и мучеником в философском календаре»[39][40].
Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноимённой книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.
Подробное рассмотрение образа Прометея в мировой литературе см. в книге: Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл. 7 (с. 226—297).
В Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке расположена статуя Прометея, выполненная американским скульптором Полом Маншипом[en] из бронзы и покрытая позолотой (см. фото).
В Каменском статуя Прометея была установлена в 1923 году, впоследствии он стал символом города.
В «Хипхопере: Орфей & Эвридика» Noize MC Прометей — многократный победитель Олимпийского баттла, лавры которого в итоге забирает Орфей.
В трагедии Эсхила «Прометей прикованный» к мотиву похищения огня прибавилось изображение Прометея как первооткрывателя всех культурных благ, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации: он научил людей строить жилища и добывать металлы, обрабатывать землю и плавать на кораблях, обучил их письму, счёту, наблюдению за звёздами и т. д. Казнимый за любовь к людям, Прометей Эсхила бросает смелый вызов Зевсу и готов, невзирая на страшные муки, отстаивать свою правоту.
Пример нам мощный завещал —
В отпоре стойком злобе дикой
И в твёрдости души великой,
Сломить которой не могли
Все грозы неба и земли.
Байрон, «Прометей»[36]
Действующее лицо трагедий Эсхила «Прикованный Прометей», «Прометей освобождаемый» и «Прометей-огненосец», сатировской драмы «Прометей-огневозжигатель», пьесы неизвестного автора «Прометей», комедии Аристофана «Птицы», трагедии Акция «Прометей», комедии Антифана «Сотворение человека (Антропогония)». Упоминался в трагедии Софокла «Колхидянки» (фр. 340 Радт).
См. Платон. Протагор 321d (интерпретация мифа). С преодолением средневековья и наступлением Ренессанса прометеевский сюжет начинает пользоваться большой популярностью[37].
Гуманистические черты образа бунтаря-мученика Прометея получили развитие в поэзии (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Н. П. Огарёв (Прометей), Т. Г. Шевченко, Готье (Прометей и другие)[38], а также в музыке (Ф. Лист, А. Н. Скрябин и другие) и изобразительном искусстве (Тициан, Ф. Г. Гордеев и другие)[39].
В произведениях Кальдерона (драма «Просвещение»), Гёте, Бетховена нашла отражение позднеантичная версия мифа о Прометее — создателе первых людей, вылепленных им из земли и наделённых сознанием.
Гордая непримиримость изображённого у Эсхила богоборца Прометея дала основание К. Марксу назвать его «самым благородным святым и мучеником в философском календаре»[39][40].
Роберт Антон Уилсон создал образ Прометея Восставшего в одноимённой книге, как символ самого фундаментального и радикального освобождения.
Подробное рассмотрение образа Прометея в мировой литературе см. в книге: Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. Гл. 7 (с. 226—297).
В Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке расположена статуя Прометея, выполненная американским скульптором Полом Маншипом[en] из бронзы и покрытая позолотой (см. фото).
В Каменском статуя Прометея была установлена в 1923 году, впоследствии он стал символом города.
В «Хипхопере: Орфей & Эвридика» Noize MC Прометей — многократный победитель Олимпийского баттла, лавры которого в итоге забирает Орфей.
В 8 сезоне сериала Сверхъестественное 16 серия
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Живым бойцам почёт и честь,
А мёртвым - слава вечная.
За отчий дом, за Русский край
Вставайте, люди Русские!
Вставайте, люди Русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
На Руси родной,
На Руси большой
Не бывать врагу!
Поднимайся, встань,
Мать родная, Русь!
Вставайте, люди Русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!
Врагам на Русь не хаживать,
Полков на Русь не важивать!
Путей на Русь не видывать,
Полей Руси не таптывать
Вставайте, люди Русские,
На славный бой, на смертный бой.
Вставайте, люди вольные,
За нашу землю честную!