Следующие темы, в которых литература играет большую роль, это образ в музыке и музыкальная драматургия. С этими темами дети знакомятся в седьмом классе. На уроках ребята знакомятся с фрагментами из опер, узнают, что для их сочинения необходимо либретто (краткий пересказ содержания оперы, балета, оперетты) в котором написаны не только слова для пения, но, прежде всего, определены последовательность событий, характеры действующих лиц, их взаимоотношения, развития.Либретто определяет главную тему, содержания и смысл всей оперы. В основу оперных либретто кладётся известное литературное произведение. Поэтому, изучая крупные музыкальные сценические произведения, мы знакомимся с либретто и с самим литературным произведением. Здесь тоже можно говорить о богатстве литературного слова в музыке.Знакомя детей с увертюрой из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки следует сказать, что увертюрой называется большое, развернутое вступление к опере, но иногда увертюра бывает вполне самостоятельным музыкальным произведением, чаще всего с каким – либо программным названием «Торжественная», «Праздничная» и так далее.В увертюре из оперы звучат музыкальные темы главных героев: тема Руслана, тема любви к Людмиле, тема Черномора. На этом же музыкальном примере ребята знакомятся с понятием сонатная форма в музыке.Основным признаком сонатной формы является столкновение или сопоставление двух литературных или музыкальных образов, которые между собой контактируют, вступают в конфликт, или наоборот дополняют друг друга. Так в увертюре два основных образа дополняют друг друга в развитии, не противореча, друг другу и не вступая в конфликты (тема Руслана и любви) по принципу дополнения, (тема Руслана и тема Черномора) по принципу контраста.Слушая оперы, наблюдая за развитием и столкновением музыкальных образов, мы одновременно следим за либретто, словно читаем книгу. Связь музыки с литературой, лежащая в основе оперного искусства, несомненно, обогащает каждое из этих искусств и одновременно делает их более доступными, понятными широкому кругу слушателей и зрителей.С темой «Связь литературы и музыки» дети знакомятся в пятом классе.Прежде всего, если бы не было музыки в литературе, то все стихи, сколько бы не писали их поэты всего мира, остались бы только стихами и никогда не смогли бы превратиться в песни. А ведь очень многие стихи писались специально для того, чтобы композиторы сочиняли на них музыку. Без музыки эти стихи лишены достаточной силы для самостоятельной жизни
Жил в хуторе за баней
Проказник Водяной.
В час предрассветный ранний
Ходил на водопой.
Он в озере купался,
Днём под корягой спал.
А ночью просыпался
И путников пугал.
С кикиморой, русалкой
Он время проводил.
Все шлёпались с нырялки
Туда, где грязь и ил.
Пугали рыб, лягушек,
Что сварят им уху.
Дразнили всех кукушек:
-Ку-ку, ку-ку, ку-ку!
За куликом гонялись,
Порхая над водой.
И весело смеялись
Над бабушкой Ягой.
Всегда втроём на страже
Старались вместе быть,
Медведя, как-то даже
Пытались утопить.
И их боялись звери,
Идя на водопой.
С опаской озирались:
-А, где здесь Водяной?
С волшебною свирелью
Здесь гномик рядом жил.
Своею нежной трелью
Друзей он усыпил.
Исчезли все, как жалко,
Спят где-то под водой.
Кикимора, русалка
И друг их Водяной.
(Лучший ответ если не сложно,я старался)