Орган - очень древний клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта Пана (набор тростниковых дудочек различной величины). Само название "орган" происходит от латинского слова organum, так в древности называли музыкальные инструменты вообще. Это идет ещё от греческого organon - орудие, инструмент.
Первым в III или II веке до н. э. появился водяной орган - гидравлос; его изобретение приписывается мастеру Ктесибию из Александрии. Гидравлос был достаточно мощным инструментом. Необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось в нем столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий, звук у него был необычайно сильным и пронзительным.
В первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами. Это позволило увеличить размеры труб и их количество в органе. Такие инструменты появились в IV в. в Византии, откуда они и проникли в Западную Европу, стали изготовляться в Чехии, Германии, Италии.
На Западе орган постепенно стал "королем инструментов", но до этого должно было пройти немало столетий, в течении которых орган подвергался различным усовершенствованиям.
Уже в середине V в. органы строились в испанских церквах, но,
В X-XI вв. увеличивается число труб органа. Но происходит это за счет изменения величины клавиш. Они становятся очень большими, и на них было невозможно играть просто пальцами, да и давить на них нужно было с силою. Органисты того времени ударяли по клавише кулаком или локтем. Естественно, это сильно ограничивало возможности музыкантов, их роль сводилась, вероятно, к поддержке отдельных звуков вокальных партий.
В эпоху Возрождения строительство органов очень быстро прогрессирует. К XVI веку это уже очень сложный инструмент. Клавиатура теперь уже могла насчитывать 5 террасообразно расположенных рядов, так называемых мануалов. Музыкант мог попеременно играть на каждом из них любой рукой. При этом диапазон каждого мануала доходил до пяти октав. Кроме того, в органе были установлены специальные регистровые переключатели, благодаря которым тембровые возможности инструмента резко возросли. Каждая клавиша могла быть соединена с несколькими десятками, а иногда даже сотнями труб, которые издают звук одинаковой высоты, но разной окраски.
Но всему есть предел. В том же XX в. и органисты и органостроители осознали необходимость возвращения к более простым и удобным типам инструмента. И прежде всего к барочным органам. Широкую известность получило органное движение в Германии под лозунгом "Назад к Зильберману!" (Зильберманы - это семья известных немецких органных мастеров XVIII в. - два брата Андреас и Готфрид и сын Андреаса Иоганн Андреас; они построили в Германии, Швейцарии и Австрии органы, которые и по сей день считаются образцовыми и непревзойденными по своим музыкальным характеристикам), развернувшееся по инициативе Альберта Швейцера. Движение боролось за восстановление подлинного органного звучания эпохи Баха, без позднейших романтических реконструкции.
Педальная клавиатура или просто педаль — это клавиатура, имеющая набор клавиш диапазоном от 5 до 32, с собственным набором регистров преимущественно низких звуков, для игры ногами, нажимая клавиши каблуком или носком в зависимости от аппликатуры.
Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет. Орган без педали или с подвесной называется позитив, маленький переносный орган — портатив.Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.
В органе бывают трубы следующих величин:
1 фут — ноты звучат тремя октавами выше писанных,
2 фута — ноты звучат двумя октавами выше писанных,
4 фута — ноты звучат октавой выше писанных,
8 футов — ноты звучат как пишутся,
16 футов — ноты звучат октавой ниже писанных,
32 фута — ноты звучат двумя октавами ниже писанных.
К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб органа используется штимгорн.
Разновидности органа: фисгармония, электронный орган, электрический орган, орган. Нотируется в скрипичном и басовом ключах. В партитуре записывается над скрипичной группой.
Известное соло- Сен-Санс, Симфония №3, Финал.
Композиторы, сочинявшие органную музыку:
Иоганн Себастьян БахИоганн Адам РейнкенИоганн ПахельбельДжованни ПалестринаДитрих БукстехудеДжироламо ФрескобальдиИоганн Якоб ФробергерГеорг Фридрих ГендельЗигфрид Карг-ЭлертГенри Пёрселл
реферат на тему "сучасна органная музика"
Орган - очень древний клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта Пана (набор тростниковых дудочек различной величины). Само название "орган" происходит от латинского слова organum, так в древности называли музыкальные инструменты вообще. Это идет ещё от греческого organon - орудие, инструмент.
Первым в III или II веке до н. э. появился водяной орган - гидравлос; его изобретение приписывается мастеру Ктесибию из Александрии. Гидравлос был достаточно мощным инструментом. Необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось в нем столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий, звук у него был необычайно сильным и пронзительным.
В первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами. Это позволило увеличить размеры труб и их количество в органе. Такие инструменты появились в IV в. в Византии, откуда они и проникли в Западную Европу, стали изготовляться в Чехии, Германии, Италии.
На Западе орган постепенно стал "королем инструментов", но до этого должно было пройти немало столетий, в течении которых орган подвергался различным усовершенствованиям.
Уже в середине V в. органы строились в испанских церквах, но,
В X-XI вв. увеличивается число труб органа. Но происходит это за счет изменения величины клавиш. Они становятся очень большими, и на них было невозможно играть просто пальцами, да и давить на них нужно было с силою. Органисты того времени ударяли по клавише кулаком или локтем. Естественно, это сильно ограничивало возможности музыкантов, их роль сводилась, вероятно, к поддержке отдельных звуков вокальных партий.
В эпоху Возрождения строительство органов очень быстро прогрессирует. К XVI веку это уже очень сложный инструмент. Клавиатура теперь уже могла насчитывать 5 террасообразно расположенных рядов, так называемых мануалов. Музыкант мог попеременно играть на каждом из них любой рукой. При этом диапазон каждого мануала доходил до пяти октав. Кроме того, в органе были установлены специальные регистровые переключатели, благодаря которым тембровые возможности инструмента резко возросли. Каждая клавиша могла быть соединена с несколькими десятками, а иногда даже сотнями труб, которые издают звук одинаковой высоты, но разной окраски.
Но всему есть предел. В том же XX в. и органисты и органостроители осознали необходимость возвращения к более простым и удобным типам инструмента. И прежде всего к барочным органам. Широкую известность получило органное движение в Германии под лозунгом "Назад к Зильберману!" (Зильберманы - это семья известных немецких органных мастеров XVIII в. - два брата Андреас и Готфрид и сын Андреаса Иоганн Андреас; они построили в Германии, Швейцарии и Австрии органы, которые и по сей день считаются образцовыми и непревзойденными по своим музыкальным характеристикам), развернувшееся по инициативе Альберта Швейцера. Движение боролось за восстановление подлинного органного звучания эпохи Баха, без позднейших романтических реконструкции.
Педальная клавиатура или просто педаль — это клавиатура, имеющая набор клавиш диапазоном от 5 до 32, с собственным набором регистров преимущественно низких звуков, для игры ногами, нажимая клавиши каблуком или носком в зависимости от аппликатуры.
Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или нет. Орган без педали или с подвесной называется позитив, маленький переносный орган — портатив.Благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше писанных нот, большой орган имеет звуковой объём в 9,5 октав.Партия для рук пишется на двух нотоносцах — в ключах и как для фортепиано. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук.
В органе бывают трубы следующих величин:
1 фут — ноты звучат тремя октавами выше писанных,
2 фута — ноты звучат двумя октавами выше писанных,
4 фута — ноты звучат октавой выше писанных,
8 футов — ноты звучат как пишутся,
16 футов — ноты звучат октавой ниже писанных,
32 фута — ноты звучат двумя октавами ниже писанных.
К тому же, имеются регистры с дробным числом футов, звучащие на квинту или терцию выше и дающие особые призвуки, оттенки звука, например Twelfth 2 2/3 и Quinte 1 1/3. Закрытие лабиальной трубы сверху приводит к понижению издаваемых звуков на октаву. Не все органы имеют трубы больших размеров.
Для настройки малых открытых лабиальных металлических труб органа используется штимгорн.
Разновидности органа: фисгармония, электронный орган, электрический орган, орган. Нотируется в скрипичном и басовом ключах. В партитуре записывается над скрипичной группой.
Известное соло- Сен-Санс, Симфония №3, Финал.
Композиторы, сочинявшие органную музыку:
Иоганн Себастьян БахИоганн Адам РейнкенИоганн ПахельбельДжованни ПалестринаДитрих БукстехудеДжироламо ФрескобальдиИоганн Якоб ФробергерГеорг Фридрих ГендельЗигфрид Карг-ЭлертГенри Пёрселлответ разместил: Meerdog
Объяснение:
1. Карлос Клайбер (Carlos Kleiber) (1930-2004) Австрия
2. Леонард Бернстайн (Leonard Bernstein) (1918-1990) США
3. Клаудио Аббадо (Claudio Abbado) (род.1933) Италия
4. Герберт фон Караян (Herbert von Karajan)( (1908-1989) Австрия
5. Николаус Арнонкур (Nikolaus Harnoncourt) (род.1929) Австрия
6. Сэр Саймон Рэттл (Simon Rattle) (род.1955) Великобритания
7. Вильгельм Фуртвенглер (Wilhelm Furtwangler) (1896-1954) Германия
8. Артуро Тосканини (Arturo Toscanini) (1867-1957) Италия
9. Пьер Булез (Pierre Boulez) (род. 1925) Франция
10. Карло Мария Джулини (Carlo Maria Giulini) (1914-2005) Италия
11. Джон Элиот Гардинер (John Eliot Gardiner) (род.1943) Великобритания
12. Джон Барбиролли (John Barbirolli) (1899-1970) Великобритания
13. Ференц Фричаи (Ferenc Fricsay) (1914-1963) Венгрия
14. Джордж Селл (George Szell) (1897-1970) Венгрия
15. Бернард Хайтинк (Bernard Haitink) (род.1929) Нидерланды
16. Пьер Монте (Pierre Monteux) (1875-1964) Франция
17. Евгений Мравинский (1903-1988) Россия (СССР)
18. Колин Дэвис (Colin Davis) (род.1927) Великобритания
19. Томас Бичем (Thomas Beecham) (1879-1961) Великобритания
20. Чарльз Маккерас (Charles Mackerras) (1925-2010) Австралия