Сергей Васильевич Рахманинов родился в 1873 году. В 1882 году поступил в Петербургскую консерваторию под руководство профессора Ф. П. Демьянского.Педагоги отмечали необычайную одаренность мальчика. Вскоре, он переезжает в Москву для обучения у частного педагога, но прожив у него 4 года он поступил в Московскую консерваторию. Рахманинов окончил ее с золотой медалью . В виде экзаменационной работы он представил оперу "Алеко" на сюжет поэмы Пушкина "Цыганы". Опера была поставлена в Большом театре и в Киевском оперном театре. В 1897 году он прекратил писать произведения после неудавшейся Первой симфонии, которую очень осудили критики и осмеяла пресса. Зато Второй фортепианный концерт после трехлетнего молчания принес С. Рахманинову необычайную славу и восхищение. Этот концерт был признан лучшим русским фортепианным концертом после концерта П. Чайковского. Позже Рахманинов написал поэму "Весна", опера "Скупой рыцарь","Франческа да Римини",романсы "Сирень", " Не пой , красавица" , "Ночь печальна" и другие. Рахманинов написал литургию Иоанна Златоуста, поэму "Колокола", "Всенощное бдение". В 30-е годы им были созданы сочинения как Рапсодия на тему Паганини, Третья симфония, Симфонические танцы. Сергей Васильевич Рахманинов скончался в США в 1943 году .
Речь идет о романсе "Я помню чудное мгновенье" на слова поэта А. Пушкина.
В романсе М. Глинка использовал следующие приемы развития музыкального образа:
1. Повторы.
"..Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты,
Как гений чистой красоты.."
"...Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты,
И снились милые черты..."
"...И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты,
Твои небесные черты..."
"...Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви
Без слез, без жизни, без любви..."
"...И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь."
2. Контраст.
В романсе настроение меняется несколько раз, а вместе с ним меняется и динамика: музыка то затихает, то становится оглушительно громкой
"Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты..."
Музыка нежная, лиричная, певучая.
"...В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты..."
В музыке слышится заметное напряжение, драматичность.
"...Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты..."
Напряжение достигает предела, после чего мелодия вновь резко становится нежной и певучей.
"...В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви..."
Вновь слышится напряжение и отчаяние, но затем романс в очередной раз приобретает нежность и воздушность, затихает.
"..Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты...
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь."
Образ радости: музыка оживает, слышно неподдельное счастье.