Пособие «Опорные конспекты по русской музыкальной литературе» предназначено для учащихся ДШИ, ДМШ третьего и четвертого годов обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства. Опорные конспекты – это один из приемов обучения, которые глубже осмыслить изучаемый материал в целом, дают возможность сориентироваться в объемном учебном материале по музыкальной литературе, подготовить учащихся к восприятию и осознанию музыкальных произведений. Опорные конспекты представляют собой главные тезисы подробных, развернутых текстов по музыкальной литературе, обобщенные и сжатые теоретические сведения в виде таблиц, схем, опорных сигналов, знаков и символов. В роли опорных сигналов здесь выступают иллюстрации, репродукции картин русских художников, портреты и фотографии композиторов и выдающихся исполнителей. В роли знаков и символов – нотные примеры изучаемых музыкальных произведений. В пособие также включены словари значений, терминов и понятий, встречающихся в тексте. Данное учебное пособие призвано развить специальные компетенции (сформировать музыкальное мышление, навыки восприятия и анализа музыкальных произведений, приобрести знания о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки) и гуманитарную образованность учащихся. В условиях крайней ограниченности часов в учебном плане на реализацию программы «Музыкальная литература» и, как следствие, жестко регламентируемое время на устные ответы, опорные конспекты учащимся кратко и точно изложить сущность усвоенных знаний. Основные принципы опорных конспектов: лаконичность; структурность; смысловой акцент (таблицы, схемы, рамки, отделение одного блока от другого, расположение опорных сигналов); ассоциативность; цветовая наглядность и образность. Исходя из этого, инструктивный материал легко воспринимается и запоминается, компактное представление информации дает возможность охватить материал фронтально, создается основа для сохранения основных знаний в долговременной памяти подачи информации в опорных конспектах повышает внимание учащихся, ярко оформленные опоры вызывают положительные эмоции прочному запоминанию и, в некоторой степени, снятию утомления.
тонический секст строится на 3-ьей ступени м3+ч4 си-бемоль мажор си бемоль-ре-фа соль минор:соль-си бемоль-ре
тонический квартсекст строится на 5-ой ступени ч4+м3 си бемоль мажор:ре-фа-си бемоль соль минор: си бемоль-соль-ре
субдоминантовое трезвучие строится на 4-ой ступени б3+м3 си бемоль мажор: ми бемоль-соль-си бемоль соль минор:до-ми бемоль-соль
субдоминантовый секст строится на 6-ой ступени м3+ч4 си бемоль мажор: соль-си бемоль-ми бемоль соль минор: ми бемоль-соль-до
субдоминантовый квартсекст строится на 1-ой ступени ч4+м3 си бемоль мажор:си бемоль-соль-ми бемоль соль минор: соль-до-ми бемоль
доминантовое трезвучие строится на 5-ой б3+м3
доминантовый секст строится на 7-ой м3+ч4
доминантовый квартсекст строится на 2-ой ступени ч4+м3
2) ля-соль б2(вниз)
б3 ля-до диез б3 (вверх)
б6 ля-фа диез (вверх)
б53 ля-до диез-ми б53 вверх (тоническое трезвучие ля мажора)
м6 ля-фа вверх
д7 ля-до диез-ми-соль (ре мажор)