Знаменитая опера об Иване Сусанине появилась на свет в результате стечения целого ряда обстоятельств. М. И. Глинка (1804-1857) – восходящая звезда отечественной музыки – именно в это время искал сюжет для русской оперы. В декабре 1834 года композитор стал посещать вечера у В. А. Жуковского. На одном из таких вечеров Глинка сообщил хозяину дома о своём желании написать русскую оперу. Позднее композитор вспоминал: “Жуковский искренне одобрил моё намерение и предложил мне сюжет “Ивана Сусанина”.5 Глинка далеко не случайно согласился взять для своей оперы именно этот сюжет. Известна фраза из его “Записок”: “Сцена в лесу (т. е. сцена самого убийства Сусанина – Н. З. ) глубоко врезалась в моём воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского”.8
Катта Ашула (буквально «большая песня») или Патнис ашула – вид традиционного песнопения, являющейся частью культурной самобытности различных народов Ферганской долины в Узбекистане, где кроме узбеков проживают таджики, уйгуры и турки, а также народы, населяющие некоторые районы Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. В оригинальном жанре Катта Ашула совмещает элементы театрализованного представления, пение, инструментальную музыку, восточную поэзию и священные ритуалы.
Исполняется двумя или более (до пяти) певцами поочередно и без аккомпанемента музыкальных инструментов. Основными особенностями этого пения являются импровизация, единый ритм, исполнение на высоких тонах, широким дыханием, свободным стилем, созвучие слов и ритма. Исполнение на высоких тонах, наличие больших кульминаций, доходчивость слов до слушателей и их воздействие присущи этому песенному направлению, которое имеет такие различные жанры.
Глинка далеко не случайно согласился взять для своей оперы именно этот сюжет. Известна фраза из его “Записок”: “Сцена в лесу (т. е. сцена самого убийства Сусанина – Н. З. ) глубоко врезалась в моём воображении; я находил в ней много оригинального, характерно русского”.8
Катта Ашула (буквально «большая песня») или Патнис ашула – вид традиционного песнопения, являющейся частью культурной самобытности различных народов Ферганской долины в Узбекистане, где кроме узбеков проживают таджики, уйгуры и турки, а также народы, населяющие некоторые районы Кыргызстана, Таджикистана и Казахстана. В оригинальном жанре Катта Ашула совмещает элементы театрализованного представления, пение, инструментальную музыку, восточную поэзию и священные ритуалы.
Исполняется двумя или более (до пяти) певцами поочередно и без аккомпанемента музыкальных инструментов. Основными особенностями этого пения являются импровизация, единый ритм, исполнение на высоких тонах, широким дыханием, свободным стилем, созвучие слов и ритма. Исполнение на высоких тонах, наличие больших кульминаций, доходчивость слов до слушателей и их воздействие присущи этому песенному направлению, которое имеет такие различные жанры.